Больше рецензий

29 января 2024 г. 17:34

214

3 Слишком кинематографично

"Город" в названии книги - не подлежащее, не субъект, как может показаться (и показалось мне) вначале, а объект воздействия; оперативный дежурный, сменяясь, буквально из рук в руки передает город следующему, и заново начинается все то, что описано в книге: тревога, ожидание, команды, вызовы, сигналы. Я с удовольствием прочла бы подобную книгу, будь в ней меньше действующих лиц и больше доведенных до некоторого завершения сюжетных линий. И если бы в моей читательской памяти не хранилась, помещенная туда навсегда, прекрасная, безупречная, эталонная "Эра милосердия", известная, увы, намного менее, чем собственная экранизация. Наверное, здесь напрашивается ряд параллелей: просматриваются узнаваемые типажи уголовного мира, трогательные образы потерпевших, но Тихонов, разумеется, не Шарапов, Микито - не Пасюк, а Григорий Иванович - не начальник Жеглова. Фигуру последнего, к слову, здесь и вовсе не углядеть.

Несмотря на то, что повествование ведется от лица каждого из значимых героев по очереди, сложно не заметить некоторое сходство в ходе мыслей и манере говорить таких разных, казалось бы, людей. И Рита Ушакова отдельно - не люблю, когда мужчины так пишут о женщинах, вернее, так представляют на бумаге речь женщин о самих себе. Чем именно, пожалуй, объяснить будет трудно, однако ощущается мне лично здесь некоторая натянутость. И любовная линия эта, как будто без нее нельзя (любовь Шарапова к Варе - совсем иная, прекрасно прописанная, чистая, трогающая до самых глубин) - вот скажите, о чем вам интереснее было бы читать: о работе судмедэксперта, о которой, по сути, ни слова, или о полузабытой любви разведенной молодой особы к однокласснику, чья личная жизнь, как нам показывают ее авторы, тоже сложилась не то чтобы хорошо? И так ли в действительности плоха супруга Тихонова Катя, диктор на радио, которая не хочет прямо сейчас рожать детей, потому что мечтает о театре? Я по ходу чтения успела проникнуться к ней если не симпатией, то сочувствием, хоть и показали мне ее совсем чуть-чуть и, скажем прямо, с одного ракурса.

Вообще это очень хороший производственный роман. Особенно понравилось мне описание работы проводника и служебной собаки, в котором приземленность практики соседствовала с тонким лиризмом - вот бегут они, пес и проводник, по осенней листве, слитые воедино, радуются своему труду и непростой, иногда короткой, но интересной и нужной жизни. Однако я окончательно утвердилась в той мысли, что книга произвела на меня не более чем удовлетворительное впечатление, после прочтения концовки. Очень кинематографично и очень пафосно (прямо как в "Коллегах" Аксенова ). А я и то, и другое не люблю. Впрочем, если книга сразу писалась с расчетом на экранизацию, которая была снята вскоре после публикации, это объясняет многие особенности текста.

Книга прочитана в рамках игры "Книгомарафон", январь-2024