Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 августа 2014 г. 23:04

128

3.5

Роман современного бельгийского писателя Грегуара Поле представляет нам еще одну версию вечной темы – судьбы художника и его творений. Наверное, каждому в Голландии и Бельгии известна история голландского художника ван Меегерена и его подделок, так что здесь мы имеем дело с его современным последователем.

Сюжет все тот же – способный художник не может пробиться на современном рынке и, сочтя ниже своего достоинства работу преподавателя, начинает с малого – "реставрирует" подписи известных художников на сомнительных картинах. А затем, открыв в себе талант копииста, потихоньку создает и полноразмерные полотна, "открывая" для публики якобы затерянные шедевры. И ладно был бы он жадным до денег, нет, он лечит свою уязвленную душу непризнанного художника. И, конечно, находит себе оправдания

Подлинник, фальшивка - это всё коммерческие ухищрения, выдумки торгашей, чтобы набить цену, ложь барышников, доводы лицемеров. Так создаётся превосходство одних над другими, объясняются исключения, раздувается любовь и разжигается ненависть. Так строится счастье одних на несчастье других. Это лишь повод отрицать равенство, мешать братству, подрывать мир и оправдывать войны.

Говорит-то он красиво, но что-то, совесть ли художника, понимание ли своей «вторичности» и несостоятельности разъедает ему душу и приводит к необратимым изменениям в психике. Бедняга медленно сходит с ума, и от саморазрушения (жуткая сцена с купанием в красках и их поеданием) переходит к разрушению тех полотен подлинных мастеров, которые получает для копирования, уничтожению той основы, без который невозможен ни один художник. К счастью, его довольно быстро останавливают, и, сидя в тюрьме, он решает рассказать миру о своей жизни.

Читая его рассуждения о сравнительной ценности оригинала и копии, задумываешся, чем для нас, обычных людей, не искусствоведов, не знатоков, являются подлинные полотна мастеров, часто неважно сохранившиеся, в "морщинках" потрескавшегося и потемневшего лака, к которым мы приходим в музеи. Для меня это история человечества, окна в тот мир, где жил и творил художник, сохранивший для нас лица давно ушедших людей, облик городов и природы. А еще – портрет его души, в которую вложен Дар. И большинство этих людей трудилось, не ожидая посмертной славы. А герой романа, вместо того, чтобы усердно совершенствовать тот дар, который был ему дан, возжелал славы Герострата. Обращая к нам свой рассказ, он просит его не жалеть. И не жалко.

Книга прочитана в рамках флешмоба "Вокруг Света с Эркюлем Пуаро". Тур №2