Больше рецензий

Kazim

Эксперт

Мнение Стоика

24 января 2024 г. 12:49

Лучшее на Лайвлибе

783

5 У острова Монте-Кристо

“Только несчастье раскрывает тайные богатства человеческого ума; для того чтобы порох дал взрыв, его надо сжать”

Если речь идёт о самом важном персонаже этой настоящей эпопеи, то наверное приведённая цитата выше из романа Дюма лучше всего его характеризует. Потому что, ну как ещё можно принять это превращение простого марсельского моряка в десницу Божью? Человека карающего и милосердного. Рушающий целые империи и ломающий человеческие судьбы так, словно они проходят через жернова.

Я не впервые сталкиваюсь с французским классиком. Знакомство было ещё в детстве, когда ещё совсем юный, без разбору поглощал все книги, которые так или иначе связаны были с приключениями и посещением иных миров. Тогда, конечно, многое упустил, для меня это просто оказалась увлекательная история о мщении.
Сейчас я понимаю, что всё куда глубже, чем может показаться наивному восторженному детскому взгляду. Тут не только “грехи отцов не переходят к детям” и “месть - это блюдо, что подаётся холодным”. Тут множество событий и житейских ситуаций, которые можно трактовать так или иначе и чем ты старше, тем больше этих трактовок и интерпретаций.

В интервью одному блогеру Николай Цискаридзе как-то сказал:
"При встрече с людьми, что прочитали “Граф Монте - Кристо”, можно задать такой вопрос: “какой момент больше всего затронул?”. И в зависимости от того, как человек будет отвечать, ты об этом человеке сразу будешь понимать, кто он, что он и так далее".

Ну так вот, давайте попробуем разобраться какой я человек.
Если говорить о самом ярком для меня лично эмоциональном моменте - это конечно, смерть обезумевшей жены Вильфора и маленького мальчика и то состояние, в каком оказался сам Вильфор. Конечно, если бы не ультиматум прокурора, вряд ли бы до такого дошло, и во многом это его вина. Но всё же, было очень горестно, и я прекрасно понимал те колебания, те сомнения, что возникли в душе Эдмона Дантеса при виде этих мертвых тел. Месть - это такое орудие, которое может беспощадно рушить жизни не только одного человека, но и всех тех, что его окружают. А смерти невинных уже не кажутся божественным провидением.

Нельзя не отметить, насколько парижское высшее сословие оторвано от реальности. Оно словно не замечает как меняется мир вокруг и тонет в собственных пороках. И если у Дюма это ещё не так очевидно, то у Гюго это не оставляет каких либо сомнений (вспомните как писатель приветствует революцию), а у Флобера провинция Франции словно и не уступает русской деревне 19 века.

Одни закапывают ребёнка, другие участвуют в финансовых махинациях, третьи не чураются предательства, забыв о чести. Дантес даже мог так не ухищряться, достаточно просто всё выложить в газетах и вся репутация всех троих антигероев была бы разрушена моментально, ведь понятие чести имело вес.
Да, Эдмон фантастичен, в некоторые сюжетные повороты порой не очень верится, не смотря на реальную историю с Франсуа Пико (прототип Графа). Да что там говорить, Аббат Фария вообще не был узником замка Иф, а его настоящая биография достойна, однако, отдельной книги. Да и увлечение гашишем самого Дюма, что перенёс это и в свой роман (в Париже был так называемый клуб гашишистов, в котором успели побывать все видные деятели искусства и культуры того времени) не может не вызвать улыбку.
Или, например, встречается такой отрывок в книге:
Темная сторона человеческой мысли целиком выражается в известном парадоксе Жан-Жака Руссо - вы знаете? - “Мандарин, которого убивают за пять тысяч миль, шевельнув кончиком пальца”.
Дюма старший ошибочно приписывает её Руссо, но на самом деле это фраза Шатобриана. Всех остальных повел по ложному пути сам Бальзак.

Но всё это не важно на самом деле, потому что Дюма из тех мастеров, которым прощаются любые ухищрения и допущения. Он из тех высших созданий, что влюбляют в литературу простого мальчишку.
И потому, он обречен на бесконечные потоки благодарности с моей стороны и преданность.

Впрочем, у отца Вильфора свое мнение о последнем качестве, позвольте я напомню под конец моей рецензии:
“...преданность; так для приличия называют честолюбие, питающее надежды на будущее”.
И это так, я надеюсь. Вот окажусь у острова Монте-Кристо, и кто знает, может и найду там тайную комнатку с персидскими коврами и статуями, а в углу сундук с сокровищами…