Больше рецензий

21 января 2024 г. 16:31

106

3 Феминисткий манифест

От "Пенелопиады" Маргарет Этвуд ждёшь эпического размаха, и потому невольно оказываешься разочарован. Это современный феминисткий манифест, который неловко прикрывается ветхим занавесом мифа. Пенелопа, образец добродетельной, разумной и верной супруги, рассказывает свою историю, отбыв тысячелетия в загробном мире, среди лугов асфоделей. Только теперь она обрела голос, как и 12 несчастных служанок, которых повесил на корабельном канате Одиссей после возвращения на Итаку за распущенное поведение - дескать, дерзко перечили хозяйке и путались с женихами, заполонившими дом. Трудно проникнуться искренним сочувствием к Пенелопе, чьи слова сочатся ядом - холодной, как мертвая селёдка, рассудочной, просчитывающей всё, как шахматную партию. Возможно, стремясь компенсировать ее эмоциональную скупость, Маргарет Этвуд отдает пространство сцены то хору убиенных служанок, то прекрасной Елене, виновнице ее горестей, которая и после смерти остаётся предметом вожделения, а то и вовсе разыгрывает судебное заседание. Но, признавая всю правоту непогрешимой Пенелопы, вряд ли кто-то прольет хоть слезинку о ее горестной доле.