Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2024 г. 16:16

133

3.5 Беспамятная жизнь не значит беспросветная

«Дело Уильяма Смита» является двенадцатой книгой в длинном цикле детективных сюжетов, где сквозным персонажем «работает» наблюдательная и проницательная старушка экс-гувернантка Мод Силвер. Книга с единым названием «The Case of William Smith» появилась в 1948 году, у нас выходила в двух переводах «Смерть по завещанию» и, собственно, «Дело Уильяма Смита». Как мне показалось, первое название не слишком отражает идею, а второе в общем-то вполне по теме. Возможно, именно из-за наличия в истории Мод Силвер, книга считается детективом. Но вот что я вам скажу. Если бы ее не было, книга не очень много бы потеряла, но по крайней мере не шифровалась бы под разочаровывающий детектив, а честно показала то, чем она является – сентиментальный, но вполне себе обычный роман о жизни, судьбе и любви. Ведь Мод Силвер по сути служит таким «буфером правды», когда в сложных (а зачастую крайне надуманных) ситуациях люди почему-то не могут поговорить друг с другом начистоту, а вот через нее вполне себе. Так что мисс Силвер, скорее не детектив, а активный психотерапевт получается, хотя и с детективным уклоном.
Чтобы понять популярность романов Доры Эми Эллис, писавшей их под псевдонимом Патриция Вентворт, нужно разбираться в контексте эпохи и чаяниях читателей. Как уверяет предисловие, британские читатели сороковых и пятидесятых, хотели выдохнуть повседневное напряжение погрузившись в настроения золотых тридцатых годов, в чем, якобы, романы Вентворт им прекрасно помогали сделать. Возможно, конечно. Но, на мой взгляд, именно эта книга все-таки имеет массу признаков времени написания. То есть именно послевоенных лет, конец сороковых. Главный герой, Уильям Смит, британский парень, потерявший память. Он пришел в себя и помнит свою жизнь только с 1942 года, с немецкой больницы при концлагере. Там же он проведет какое-то время, научившись вырезать фигурки из дерева. Этот навык, как и знакомства с некоторыми заключенными помогут ему в дальнейшем. Но как же он хотел бы вспомнить себя, того, кем он был до, в мирной жизни. Это то прошлое, с которым он живет. Повествование же разворачивается в настоящем, в 1948 году, уже в мирной британской жизни, не всегда устроенной, но уже наверняка послевоенной. Интрига, как вы понимаете, будет вестись вокруг того, кем же на самом деле является Уильям Смит и как со всем этим связаны покушения на него, на его работодателя и то, что происходит с красавицей Кэтрин. Особенных загадок, кто же в каком случае является преступником и страшным негодяем тут перед читателем стоять не будет, все понятно и прозрачно. Более того, автор даже приводит ряд сцен, напрямую демонстрирующих кто, зачем, почему и каким образом все происходящее пытается дирижировать для своего блага и комфорта. Особенно непонятно мне было поведение некоторых лиц, которые узнали нашего Уильяма, желали ему добра при этом, и между тем ни словечка ему не сказали. При этом была названа причина «я хочу, чтобы он сам все вспомнил». Супер просто, между тем продолжали манипулировать им вслепую, что тоже странно с этической точки зрения. Парень конечно от большой любви все простил, но в целом ситуация как по мне, так очень спорная. Не менее специфично было решение другой семейки чокнутую тетку содержать дома под слабым присмотром, причем зная ее ненормальность. И делать вежливый вид, что все в порядке, все нормально и она немножечко странненькая всего лишь. А когда вскрылась часть вопросов, ее псевдо-опекунша еще и требовала отнестись к ней мягенько, без предубеждения, понять и простить так сказать. Само повествование построено на массе счастливых случайностей и допущений, потому детективная часть проявляется лишь в обнаружении самих преступлений, но автор больше заостряет внимание на взаимоотношениях персонажей, нежели на расследовании. Могу посоветовать книгу только для ценителей библиографии автора.

Игра в классики
Группа Читаем классику вместе!
Театральный сезон, труппа театра Логики "LAMMO CRIME"