Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

16 января 2024 г. 19:55

983

5

Прочитан еще один большой роман Кронина, и вновь его безжалостный реализм несколько раз заставлял плакать, холодеть от ужаса, сжимать кулаки, переживать за героев. В этот раз он описал события в небольшом шахтерском городке Слискейл (название вымышленное, но учитывая тот факт, что автор несколько лет работал медицинским инспектором шахт в Уэльсе, это скорее собирательный образ таких городков по всей Англии описываемого периода начала XX века).

В романе несколько сюжетных линий, прослеживающих судьбы основных персонажей - потомственного шахтера Дэвида Фенвика, который прошел путь от шахты до парламента и обратно, его приятеля из забоя Джо Гоулена, который поставил себе цель разбогатеть и самому стать владельцем шахт-заводов-пароходов, и планомерно шел к ней, и сына хозяина шахты "Нептун" Артура Барраса, очень наивного юноши, тяга которого к справедливости и жизни на планете розовых пони принесла ему немало бед.

Центральной темой проходит дикое социальное расслоение, когда честные трудяги живут в нищете и не каждый день знают, смогут ли прокормить своих детей и вообще вернутся ли домой, а жадные воротилы набивают свои карманы, совершенно не заботясь об условиях труда, правах шахтеров, социальных гарантиях для своих работников. Каждый день в шахты спускаются мужчины и мальчики, и хотя они пытаются бороться за человеческое отношение к себе, это не всегда получается. Даже когда собственнику открытым текстом говорят о возрастающей опасности проникновения в шахту грунтовых вод или метана, он не удосуживается устроить проверку и обновить штрек и оборудование, мол, как убьет, тогда и приходите. И, к сожалению, даже после трагедии истинные ее виновники не понесли никакой ответственности по закону - хотя сама жизнь впоследствии их наказала.

Еще одной важной темой стала Первая мировая война и отношение к ней в английском обществе. Кто-то уходил на войну, кто-то всеми силами уклонялся (например, Артур сразу сказал, что он ни в кого стрелять не будет, за что подвергся остракизму со стороны семьи и любимой девушки, а потом и вовсе угодил под трибунал и сел в тюрьму), а кто-то зарабатывал на войне деньги, поставляя на фронт некачественное обмундирование (под циничные рассуждения типа - ну а че, оно там один хрен живет в траншее пару дней вместе со своим обладателем) и снаряды по завышенной стоимости. Простым людям обещали, что жизнь после войны наладится, зарплаты попрут вверх, правительство позаботится о семьях и раненых, но по итогу одни на войне нажились, другие получили социальный лифт, а третьи вернулись кто к прежней жизни, а кто калеками или в гробах.

Отдельно отмечу женских персонажей, которые, как всегда у Кронина, очень разные и с различными жизненными приоритетами. Например, сестра Артура Хильда с детства мечтает стать врачом и быть независимой, а еще одна его сестра Грейс наоборот для себя главной ценностью считает семью и детей, и ей вовсе не нужен супруг из высшего общества или богач, наоборот, главное, чтобы был любящий и работящий. Дженни, которая была романтическим интересом и Дэвида, и Джо, замуж вышла все-таки за Дэвида, и я всю книгу в упор не понимала, что он нашел в этой глупой как пробка бабенке, слабой на выпивку и на передок. Джо, несмотря на всю его беспринципность и аморальность, все же вызывал уважение своей продуманностью и умением шагать по головам - и сущность Дженни он раскусил довольно быстро и скинул с себя этот балласт, а Дэвиду пришлось с ней мучиться еще долго. Да, в романе много смертей (я когда читала, делала себе схему, и постепенно отмечала разных персонажей крестиками - из восемнадцати центровых персонажей погибло шесть, не считая уймы второстепенных), но смерть Дженни из всех самая нелепая и тупая, как и сама Дженни при жизни. Мать Дэвида Марта, сама из потомственной шахтерской династии, показалась очень ограниченной и узколобой в своих убеждениях, что раз дед и прадед работали на шахте, то и внуки и правнуки должны, а уж как она третировала бедную Энни, которая мало того что овдовела, так еще и осталась с маленьким ребенком на руках - хотя это ведь был единственный внук Марты и от любимого сына. Слава богу, хоть на старости лет сменила гнев на милость. Но все равно, самым нелюбимым и бесячим персонажем в книге для меня осталась Дженни.

Как итог, это монументальное произведение, которое читается тяжело из-за освещаемых тем и общей беспросветности, но не теряет актуальности и поныне, а язык автора и живость его героев не позволяют над книгой скучать - огромный том на 700+ страниц прочитался-прослушался за неделю.

Комментарии


у автора какой-то пунктик на тяге героев к девушкам с пониженной социальной ответственностью.
персонажи все хороши, но Дженни и марта - какой-то шаблон шаблонистый, хотя, жизнь и не такое подкидывает
сейчас как раз радовалась рассуждении Марты о том, что работай сын в шахте - не болел бы. а то что муж с чахоткой - это детали.

Ну видимо тогда был в них некий шарм, которые следят за собой и такие все из себя гламурненькие бездельницы :)
А Марта ничего другого в жизни не видела, поэтому ей кажется, что она тем самым желает родным добра - мол, живи как отец и дед и будет у тебя все стабильно, а с этими новыми занятиями фиг знает, что получится.


Вот до этой у автора очень хочу добраться.


Непременно доберись! Ты не читала, случайно, у Золя "Жерминаль"? Вот примерно такой тон у книги.


Читала в универе и как раз в январе-феврале планирую перечитать, тяжёлая, но цепляющая книга, думаю, что и Крониным впечатлюсь не меньше, не раз уже видела, что эти две книги вместе упоминают.


Подряд их читать точно не стоит, но да, сюжеты похожи - шахты, нищета, забастовка, потоп.


Да, можно и депрессуху поймать, такое только дозированно, я хотела ещё в начале декабря, но в итоге прочла Достоевского и поняла, что Золя надо сдвинуть на месяц-два)


О да, если собрать комбо Достоевский, Золя и Кронин, не разбавляя никакими условно-позитивными книжками, то можно захотеть выйти из окна, факт


О да! Классики умеют пригрузить зачастую