Больше рецензий

15 января 2024 г. 17:31

589

5

Впервые я прочитала "Голодные игры" лет 12 назад, и читала я их, чтобы возмутиться. Тогда, в 2010-2012 годах был бум моды на романтический Young Adult, а в книгочейской тусовке такой же бум - на то, чтобы эти книги осуждать, разбрызгивая интеллигентность во все стороны. Ох, господа, как же я тогда разгромила роман в рецензии: и за простой слог, и за романтическую линию, и за "вторичность" сюжета, сколько получила лайков, как же сиял мой праведный гнев на эту "литературную поделку" и "жалкую кальку с Королевской Битвы".

Могла ли я тогда себе представить, что буду писать на "Игры" хвалебную рецензию? Разумеется, нет. И вот мы здесь: держите не просто положительную рецензию, но еще и очень длинную.

Начнем с сюжета. Что тут у нас под симпатичной обложкой с птичкой? А тут у нас полноценный представитель гримдарк-жанра, маскирующийся под подростковую книженцию.

В далеком будущем на месте современной Америки сформировалось новое государство, Панем, состоящее из богатой и технологичной столицы, Капитолия, и 13 районов-дистриктов, обеспечивающих Капитолий всем необходимым: от пищи до предметов роскоши. В какой-то момент дистрикты восстают против такого порядка вещей и устраивают Капитолию полноценную блокаду. Столица голодает, люди умирают на улицах от истощения, доходит до каннибализма (подробнее эта история раскрыта в приквеле, "Баллада о змеях и певчих птицах").

В итоге, Капитолий побеждает, сграбастывает дистрикты в стальной кулак брутальной диктатуры и учреждает "Голодные игры": каждый год собирают по два ребенка из каждого дистрикта, отправляют их всех на сложно устроенную арену со спецэффектами и заставляют убивать друг друга на радость публике в формате реалити-шоу, пока не остается единственный победитель. К началу действий романа проходит больше 70 лет с учреждения Игр. Повествование ведется от первого лица главной героини, попавшей в мясорубку этих самых игр.

Основная претензия к "Играм" - то, что они чертовски похожи на "Королевскую битву" Таками Косюн: там тоже собирают детей, ссылают на остров, выдают оружие и требуют убивать друг друга до последнего оставшегося. При внешней схожести, это два очень разных концепта с очень разными акцентами.

"Королевская битва" утилитарна: на этих детей всем, в принципе, пофиг. Лишь бы убивали, пока не закончатся. И автор при чисто номинальных декорациях исследует, как разные люди реагируют на эти страшные условия, постоянно перемещая повествование от одного героя к другому. Мы получаем веер реакций персонажей: от панического ужаса до садистского удовольствия, от альтруистичного "лучше убью себя, чтобы никому не причинить боли" до сосредоточенного "мне без разницы, скольких убить, я переступлю через любого, кто помешает вернуться домой".

"Голодные игры" сосредоточены на главной героине и только ее восприятии ситуации: через призму ее 16-летнего опыта выживания в самом захудалом дистрикте, с голодом, вездесущим ужасом потерять близких или стать жертвой игр, автор показывает огромное социальное расслоение в стране, порочность установившейся системы и один конкретный внутренний мир вынужденного убивать или умереть ребенка.

Если бы я и сравнивала "Игры" с другими книгами, я бы выбрала два романа Стивена Кинга.

- "Бегущий человек": о людях, загнанных в такую нищету, что им надо добровольно обменять свою жизнь на деньги от участия в смертельном шоу: другого способа обеспечить семью у них не осталось;

- "Долгая прогулка": 100 мальчишек должны идти из ниоткуда в никуда, не останавливаясь, кто остановится - будет расстрелян, и так пока не останется один. А пока они идут, за них болеет широкая общественность, наблюдают зеваки и делают ставки;

В любом случае, оба этих мощнейших романа, пусть и похожи на "Игры", но воспринимаются совершенно отдельными. В конце концов, нет дурного в том, что между ними есть аналогии: акценты, опять же, очень разные.

Теперь про стиль: он, и правда, простой и скудноватый на средства выразительности. Не считаю это недостатком: если бы 16-летняя девочка без образования, находясь в страшной ситуации, мыслила изящным, завитушчатым, литературным языком, я бы не смогла ей поверить. Это выбивало бы из атмосферы и образа: алё, у нас тут выживание в жутких условиях, уберите свои красивые метафоры, пожалуйста. Более того, Коллинз удается прекрасный контраст между простотой образа мыслей и поведения героини и окружающей ее барочной обстановки в Капитолии, где она ждет начала Игр.

Повествование, в принципе, построено здесь на контрастах: голодающих нищих дистриктов и изобилия столицы, умирающих в грязи детей и толстосумов-спонсоров, отсылающих подарочки особенно полюбившимся игрокам прямо на арену, зашкаливающего ужаса героев и "романтической линии".

Кстати, о линии! Ничего менее романтического, чем эта книга, давно я не встречала. По сюжету, спонсорам очень полюбилась "романтика" между героиней и мальчиком из ее дистрикта, вторым игроком. И чем больше "трогательного романтизма" они выдавали, тем больше было шансов на "подарочки": еду и лекарства.

Ситуация, когда кто-то должен имитировать любовь за чашку супа - ужасна. Ситуация, в которой обреченный ребенок должен имитировать любовь к другому обреченному ребенку на камеры, на потеху расфуфыренной толпе, чтобы получить чертов суп и минимальный шанс на выживание... Тут невольно задумываешься о том, что устроившие французскую революцию были не так уж неправы со своими гильотинами.

"Голодные игры" получились очень болезненным, сложным, мучительным романом о взрослении, выживании и политике. О круге насилия, забирающем на каждом витке все больше жертв. О том, как люди не против зрелищ поострей и насколько готовы расчеловечить участников задорного зрелища (и не надо тут про "мы же не такие": истории разнообразного буллинга, собирающие от десятков до многих тысяч зрителей говорят сами за себя, и это я не говорю о чем похуже). О том, как чертовски сложно остаться хорошим человеком в лютых обстоятельствах и о том, что важнее: принципы или выживание.

Это хорошая книга, очень достойная. И сейчас я, 12 лет спустя, смогла получить от нее истинное удовольствие: горькое, тяжелое, интеллектуальное и душевное. Пойду читать вторую часть.

Пишу о книгах и кино на канале "Пиксели и перо"