Больше рецензий

15 января 2024 г. 00:05

656

2 Спойлер Русские классики и их неумение в готику

Сижу и думаю. Для человека, который всю свою жизнь посвятил писательству, который писал неплохие реалистические романы, повесть УЖАСАЮЩЕ плоха. Но, окей, а всё ли так просто в этой повести? Начнём с того, что в "Бежином луге" я вижу ненадёжного рассказчика и второй слой повествования. Тут тоже мистика, но тут...

Если что, я собираюсь спойлерить. Молодого человека, который один раз выбрался в свет, зовёт на свидание девушка, которая его зацепила и не понравилась. Он приходит и на этом свидании я стала немного подниматься над сиденьем на задней тяге, так как это Ася номер два. Может, таких баб у Тургенева много больше, не настолько глубоко (ПОКА) влезала в его творчество, но, видимо, я сюда ещё приплыву сливать своё негодудение. Долбанная истеричка бегает по парку, заставляя мужика бегать за ней, а когда тот интересуется: "А ты чё хотела-то?", сперва долго молча на него смотрит (растерзать! Вместе с Тургеневым!), а потом в истерике убегает "Ах, вы ничего не поняли!". Через три месяца кончает с собой.

Парень лезет на стенку, едет в Казань к её родственникам. На этом моменте во мне ещё был интерес, так как я полагала, что баба узнала парня с первого взгляда, что речь о реинкарнации, и это могла бы быть красивая готическая история. Не особо изысканная, но красивая. Но нет, её сестра втирает, что у той (которая Клара) характер был - ууух. Вот сказала, что парня, какого хочет, такого и возьмёт, а если нет, то покончит с собой, вот тут и оно. Бред? Бреееед. Чтобы бреда было с горочкой, то парень Яша (и его имя важно, так как он назван в честь Якова Брюса) по приезде в Москву начинает быть одержим ею. На кой-то фиг, узнав, что она приняла яд перед первым актом и доиграла на силе воле, бежит домой (у Тургенева истерички ВСЕ персонажи). Потом она ему привиделась, он понял, что у неё над ним власть потому, что они оба нетронуты (читай: девственники). В очередной раз она ему видится и он умирает.

Я даже прочитала, что Тургенев пытался написать "вещицу в стиле Эдгара По". Злые враки, Эдгар По такое говно не писал. НО! И тут важный элемент, который гонит меня писать рецу до того, как я полезу читать больше о Тургеневе (мне надо по работе). Потому что я хочу зафиксировать свои мысли до момента, как сяду читать чужое и потеряю собственные формулировки.

Я сейчас как раз пишу статью о том, что Эдгар По далеко не всегда писал то, что имел в виду. Если что, это не мои домыслы, я основываюсь на книге российской исследовательницы Осиповой, просто там, где она отмечает недосказанность По и относит это на "он так шутил", я указываю на то, что НА САМОМ ДЕЛЕ стояло за недосказанностью и зачем По это делал. А делал второй слой По для того, чтобы человеческий мозг постоянно возвращался к рассказу, не удовлетворяясь тем вариантом, который автор дал как основную разгадку. Кстати, я упомяну в статье, Осипова блестяще (не знаю, сама или взяла чужую наработку) разработала второй слой рассказа "Похищенное письмо", благодаря чему все якобы "лишние" элементы улились в схему. Тут игра состоит в том, что дополнительные элементы, которые как бы не имеют отношения к повествованию, придают глубины тексту, как бы разрабатывают мир. Это не совсем так, потому что эти элементы относятся ко второму, скрытому слою, но фокус уже удался, всем спасибо.

Тургенев вряд ли настолько глубоко влезал в технику письма По, но само то, что этот слабый сюжет, который не только По, но даже Анна Радклифф постеснялась бы разрабатывать, он связал с именем американского готического писателя, для меня лишний раз указывает, что Тургенев хотел использовать не готические мотивы (он и без того их юзал в своих мистических повестях), но он хотел взять приём По. И в данном случае - второй повествовательный слой.

Проблема в том, что Тургенев - это всё же не По, далеко не все брошенные им элементы сыграли на втором плане. Потому что второй план - заимствованный. И, судя по всему, заимствован он был из "Кармиллы" Шеридана ле Фаню (коя вышла за 10 лет до "Клары"). Да, явная похожесть имён. Плюс схожесть, гм-гм, как бы полегче сказать, сексуальной направленности. Несмотря на то, что Тургенев всеми силами пытается сделать Клару-Катю милой и непосредственной, он описывает вампира. Потому даже внешность пусть и похожа на реальную актрису, покончившую с собой, в которую влюбился какой-то дворянчик, но Тургенев описывает именно вампира. Эту сексуальность, если вы понимаете, ле Фаню скрал у схожего персонажа - Джеральдины из поэмы Кольриджа "Кристабель". Да, тоже вампирессы. И потом эта особенность (если вы всё ещё понимаете, о чём я) вампиресс продержалась где-то до семидесятых годов века двадцатого.

Но так как второй слой не продуман далее этого факта, что-то у Тургенева  играет на скрытое повествование, но в большинстве своём - нет. В принципе, должно играть, что отец Яши был эзотериком, но сестра отца Платоша близко к эзотерике ни бум-бум. Так что лишний факт. Должно играть то, что Яков назван в честь Якова Брюса, потому магическое существо потянулось к существу, которое по праву рождения в магической семье обладало магией. Но это такой дикий штамп даже для конца восемнадцатого века (а Тургенев писал своё в конце девятнадцатого), что я испытываю лютый стыд.

Соответственно, играет своё то, что Катя-Клара сбежала из дома не с актёром, а с актрисой (это подчёркнуто), а также то, что Яша похож на маменьку (и чтобы мы не забыли, что это важно, он временами хватает матушкин портрет). Упс, чуть не забыла, и то, что Яша - девственник, ясен пень.

Мда, напиши Тургенев такое по молодости лет, его бы в мясорубку засунули и в обе стороны бы провернули. Честно сказать, даже второй слой не добавляет повести глубины. Нет ощущения второго мира. Равно как и при попытке представить, что в этой повести нет мистики, вызывает ряд фейспалмов от глупости обоих участников.

Ко всему, там, где явно должен был быть второй слой, Тургенев не сумел этот слой образовать. Может, этот слой был, его удалили при правке, не спорю, сейчас укажу, где он подразумевался. Клара кончает с собой через три месяца после бесплодной пробежки по пересечённой местности парка. Сестра говорит, что в тот день Клара чувствовала себя спокойней. Причём, напомню, Клара приняла яд до того, как доиграла действие. Яков Артов постоянно настаивает на том, чтобы выяснить название пьесы, то есть это важно,  автор обращает внимание, но всё, что мы получаем: "Называли мне эту пьесу... в ней является обманутая девушка... Должно быть, драма какая-нибудь... Клара была рождена для драматических ролей...". Вы можете догадаться, о чём речь? Я нет. Понятно, что это опять же нечто магическое, что Клара решается себя убить именно для того, чтобы сделать слова пьесы явью, соединиться с Яшей после смерти, если до смерти он её отверг (то есть не упал прямо там в парке в лужу на колени, клянясь в вечной любви после пятнадцати минут знакомства во время совместной стометровки). Но так как у нас нет ни названия (которое могли цензоры, редакторы и доброхоты сократить), а также нет упоминаний и намёков во время переживашек Яши (потому что Тургенев был слабоват в создании второго слоя, слышал звон, но лишь у Эдгара По он), то целая линия повествования - в мусорную корзину. Может, кто-то из писем, дневников Тургенева в курсе, о чём спич, я даже близко не представляю.

В общем, Тургенев попытался сразу во всё. В реализм, мистицизм и второй слой. Но так как истории, что переднего, что второго слоя, заставляют грызть гранит (и даже не гранит науки), вещь слабая. Окей, пусть сильная для тех, кто любит переживашки на пустом месте и "он же классик, он не мог написать что-то слабое".


Комментарии


Думаю, что-то ещё Тургенев закладывал в то, что Платоша в важные моменты не просит помощи у Господа ("здесь Господь помочь не в состоянии"), а Клара в Бога не верила, но это сделано так слабо, что это сложно как-то раскрутить, второй слой - точно не тургеневское.


ПыПыСы. Название "После смерти", которое дал сам Тургенев ("Клару Милич" потом редакторы настояли присобачить), это как раз намёк на вампирскую природу Клары.


Совпали тут, я тройку поставила только за язык, люблю русскую классику в этом плане, а так повесть то ещё овно, не спасет даже любимая мистика.

Он приходит и на этом свидании я стала немного подниматься над сиденьем на задней тяге, так как это Ася номер два. Может, таких баб у Тургенева много больше,

вот тоже Асю вспоминала и не только её, у Тургенева его тургеневские барышни меня бесят до трясучки просто, так что жду, когда ты до других доберёшься, будут наблюдать как тебя бомбит)) ну и да, мужики у него тут тоже истерички, точнее конкретный гг)


А я твою рецу прочёл. И даже все комменты к ней. И те комменты, где ты другим писала. Я хочу всё-таки обсудить повесть (если ты вспомнишь), а то меня тоже ажтрисёт.

Я уже сломался. Я прочитал уйму его мистических повестей и понял, что больше не могу. Второй слой есть там редко. В "Бежином луге" слой есть и он хорош. Более нигде. Сейчас меня поломало о "Часы". Эти хроники одной истерики и "замечательный брат Давыд", который обливает презрением, вызвали у меня желание убивать. У него "Собака" неплохое произведение, где мистика реально есть. Ещё я прочитала "Стук... стук... стук..." и это было первым в череде, которое меня начало подбешивать. Потом "Клара Милич" - вот от неё меня на рецу понесло, потому что я вижу второй слой, но чтобы его понять, мне надо было сесть и начать писать. Потом "Часы" и поняла, что дочитывать я их не могу... Редкое овно (как ты говоришь). Так что я перешёл читать О его мистических повестях. Нашёл хорошую работу, сегодня как раз займусь. Хочу ещё желе сделать, так что буду мотаться между кухней и экраном компа.


Я помню довольно поверхностно, потому что читалось давно и не впечатлило, но прошлась по комментам к своей рецке, память освежила и если что можем обсудить, по крайне мере попробовать)

А писать о его творчестве будешь для ЛЛ? Я, если честно, не большой спец по автору, читал в основном школе и вот все его любовные вещицы не оценила, меня воротило от его понимания любви и женщин, а вот Отцы и дети зашли, всё хочу их перечитать и может ещё что попробовать, если они зайдут.


Не, буду писать по другой работе.

Я постепенно остываю, но всё же. Наверное, уже не выдавлю в себе негодудение)) О том, что Клара - вампиресса, я уже в реце написала))



Прям жаль))

Перебомбилась в процессе написания рецки)))


В том-то и дело, что нет, ещё были мысли на "обсудить после", но ща как-то... Мне прям разобрать хотелось по поводу этого забега по парку: какого чёрта это было?)))


ой вот что-то совсем тут смутно помню))


Баба послала мужику записку встретиться в парке, он приходит, она начинает убегать в стиле раненного лебедя, он за ней. Она потом долго на него смотрит. Слушай, я понял наконец. Не все произошли от обезьяны, некоторые от куриц. Это её тактика соблазна была))))


аааа, помню этот бред)))


У меня кукушечка от этого собралась в тёплые края, хотя филейная часть утверждала, что южные края уже здесь!))))


хахаха, ну как бы есть от чего)


Графиня изменившимся лицом бежит к пруду ) Большое спасибо за рецензию!


Всегда пожалуйста :)