Больше рецензий

4 августа 2014 г. 20:51

1K

3

«Апофеоз беспочвенности» - книга афоризмов, не имеющая ни системы, ни общей идеи. Как предуведомляет автор в «Предисловии», эта книга – гирлянда мыслей нанизанных вне строгой последовательности, хотя ось, проходящая сквозь книгу – это ось «проклятых вопросов».

Главное, чего хочет Шестов - это пошатнуть основы и устои рационализма. Смысл шестовского «апофеоза» – в очередной попытке потопить разум в разухабистой софистике, нигилизме и туманном скептицизме.
Для этого Шестов выступает против «законов природы» диктующих порядок явлениям. «Почему порядок, а не хаос и беспорядок?»

Выступает против закона детерминизма: у нас нет оснований «хоть сколько-нибудь ограничивать произвол в природе».

Наконец, против логики:

«Привычка к логическому мышлению убивает фантазию. Человек убеждается, что есть только один путь к истине — через логику и свернуть с него — значит идти наверняка к нелепости. Вне логики все — заблуждение, которое становится тем более роковым, чем ближе мы подходим к последним вопросам бытия».

Философия, по Шестову, «с логикой не должна иметь ничего общего». Она « безбрежное море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно».

И, разумеется, как истовый иррационалист, Шестов не верит в истину. «Истины – нет», - оракульски возвещает мыслитель. Итак, разума – нет, истины – нет, логики – нет... Таки и хочется парировать, словами Воланда: «... Что же это у вас , чего ни хватишься , ничего нет!» Ан нет, у Шестова есть в рукаве догматы св. писания и так называемый «религиозный опыт». Одним словом, перед нами таки образец и манифест обскурантизма, пусть и своеобразного – просвещенно-эстетствующего.

Что ж религиозные адепты всегда яростно боролась против всего, что было враждебно «священным писаниям». Если религия и разум не совместимы, значит нужно отбросить последний, - классический лейтмотив всех «борцов» от церковной паствы. Шестов смотрит на мир сквозь скрижали Ветхого завета и философский скептицизм. Естественный результат этой оптики, - полный взрыв мозга. Последствия этого взрыва толерантно называют «философией богоискательства», а самого безнадежного пациента «философом абсурда». Шестов, конечно, философ, но только в смысле проблематизации им «проклятых вопросов», в остальном же, прежде всего в своих "религиозных" ответах, он ее противник, так же как ее противником является любой адепт той или иной религии. Шестов являет собой живое воплощение кризиса религиозного сознания, которое отживая свое, цепляется за все: за воздух и абсурд. Цель пациента – не найти истину (которой, у него в помине-то нет), но найти спасение и примирение своих религиозных поползновений. Все это найдет воплощение позднее в работах «Sola fide», «Афины и Иерусалим» и станет самоуверенным иррационалистическим фидеизмом, преддверием чему и служит данная брошюрка.

Подытоживая, можно сказать, что мир представлялся Шестову абсурдным конгломератом хаотичных и произвольных явлений, в котором задача человека верить в бога, такого же абсурдного, как и все им сотворенное, и, от которого можно ожидать все что угодно. В целом, шестовский радикальный иррационализм - это иррациональная вера в иррационального иудейского бога. Welcome to the Total Madness...