Больше рецензий

11 января 2024 г. 13:15

182

5

Это вторая книга Игоря Сурикова, которую я прочитала, и, как и первая, посвященная Сократу, она полностью оправдывает ожидания. Во-первых, автор - ученый, глубоко знающий предмет, и особенно стоит отметить, что в ссылках на литературу, в том числе на иностранных языках, которые приводит автор, упоминаются не только классические труды, но и современные исследования, опубликованные в различных антиковедческих изданиях. Написана книга прекрасным, очень доступным языком, автор как будто разговаривает с читателем, возникает своеобразный "эффект присутствия" - как будто ты на лекции или семинаре, который ведет дружелюбный профессор, желающий поделиться с тобою своими знаниями и заинтересовать тебя предметом своего увлечения.
С учетом того, что трудов Пифагор не писал, свидетельств современников и авторов, относящихся к поколениям, ближайшим к современникам Пифагора, не так уж и много, а труды Ямвлиха и Порфирия, которых отделяют от Пифагора несколько столетий, часто не заслуживают доверия и часто пересказывают легенды, а не факты, задача воссоздания биографии Пифагора - из числа почти невыполнимых. Но, собирая по крупицам факты, сопоставляя свидетельства разных авторов, критически их рассматривая, Игорь Суриков, как ни удивительно, эту биографию воссоздает. Конечно, со специальными оговорками там, где предлагаемая им интерпретация данных разных источников носит предположительный характер.
Кто как, а я лично люблю, когда биография какого-либо исторического персонажа дается в историческом контексте, чтобы понимать, что заботило его современников, как они видели мир, с какими вызовами встречались, о чем мечтали, как жили. Поэтому меня очень порадовала первая часть книги, где автор подробно рассказывает и об эпохе, и об острове Самос, на котором Пифагор родился и жил, о занятиях его жителей (купцы и пираты, ремесленники, строители), его связях со внешним миром.
Очень интересен и рассказ о школе Пифагора в Кротоне (Южная Италия), состоящей из двух категорий учеников - "акусматиков" (более широкий круг учеников, не допущенных к самому сокровенному знанию, с ними Пифагор изъяснялся афоризмами) и "математиков" (узкий круг непосредственно учеников, посвященных в тайны учения). Первые дали позднее мистическую традицию, а вторые подвизались все больше на научном поприще. Ритуалы, связанные с принятием в ученики, распространение учения, широко распространившееся политическое влияние пифагорейцев, победа над Сибарисом, установление идеократии, анти-пифагорейский заговор и, в конце концов, разгром кротонской школы и смерть Пифагора в бегах, в изгнании - все это было для меня новым и необыкновенно интересным. Автор излагает и основы пифагорейского учения, емко, доступно, но кратко, за деталями отсылает к специализированной литературе (все-таки пишется биография, а не статья или учебник по философии Пифагора). Завершает книгу рассказ о наследии Пифагора, распространении его учения, в том числе рассказ о некоторых из знаменитых (во времена античности, конечно, в наше время эти имена, за исключением Платона, известны только специалистам) его последователей - Филолаю, изложившему пифагорейское учение в книгах (приписав книги Пифагору), Эпаминонду из Фив, которого Цицерон считал "величайшим героем всей Греции" - он освободил Фивы от спартанского господства и был не только великим полководцем, но и достойным человеком, Архиту из Тарента - и вплоть до неоплатонизма.
Пифагор предстает фигурой поистине колоссального масштаба - основатель идеалистического учения в философии, а, возможно, и самой философии (он впервые ввел этот термин в употребление), основатель первой философской школы, ученый, пророк и немного - вероятно - шарлатан (о трюках, используемых пифагорейцами и вообще пророками тоже есть в книге). Он совершенно точно стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе.