Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 января 2024 г. 08:40

492

2 Спасибо, Себастьян, что губишь интригу с самого начала!

Всё началось в тот момент, когда за маленькой Жози закрылась дверь в кабинет врача. Именно тогда Виктор Ларенц осознал, что больше никогда не увидит свою дочь. Так и произошло, маленькая Жози бесследно исчезла, а работники клиники разводили руками, мол, ваша дочь на приём не приходила да и вообще уже год у нас не появлялась.
Прошло 4 года. Исчезновение дочери тяжело отразилось на Викторе, отчего он загремел в психиатрическую клинику в кататоническом состоянии. Именно оттуда будет вестись рассказ главного героя, который решил исповедаться своему лечащему врачу во время просветления сознания после отмены препаратов.

Сам Виктор работал психиатром, но после трагических событий решил продать врачебную практику и переехать в дом отца на отдаленный остров в Северном море, где в состоянии одиночества будет давать письменное интервью для известного журнала. Но внезапно на порог к нему заявляется неизвестная женщина представляющаяся Анной, желающая, что бы Виктор провёл терапию, ведь остальные врачи остались бессильны. Дело в том, что у Анны шизофрения. Она работает писательницей и все её герои внезапно оживают в реальном мире вступая с Анной в контакт. Последним ожившим персонажем оказывается маленькая девочка Шарлотта, по своей истории подозрительно похожая на пропавшую дочь Виктора Ларенца, отчего бывший врач решает взяться за новую пациентку и попытаться найти ответ на вопрос - куда исчезла Жози?

Для себя я не нашла особых плюсов в этой книге. Разве что она короткая и читается быстро, на этом плюсы заканчиваются. Я люблю книги связанные с психикой человека, потому что это ещё те дебри и намутить можно такого, что у самого читателя случится "отвал фляги". Но тут Себастьян Фитцек зачем-то в самом начале раскрыл все карты, отчего вся интрига исчезла и конец был ужасно предсказуем. Таким образом прочитав 20% книги вы можете со 100%-й уверенностью предсказать её итог. Даже попытка в неожиданный поворот никак историю не спасает, потому что ощущается так же бессмысленно, как и попытка спасти отрезанную конечность листочком подорожника.

Я думала тут будут игры разума, когда до последнего не знаешь где правда, а где вымысел или на каком моменте реальность превратилась в галлюцинацию. Но тут практически с первых страниц говорят о том, что главный герой психически неуравновешен, поэтому весь бред, что происходит в ходе сюжета уже не воспринимается как нечто нормальное, а значит читатель знает, что это бред больного сознания. А уж если обратить анимание на имена, то всё станет ясно ещё быстрее.

Было бы интереснее, если бы читатель знакомился со всей этой шизой постепенно. Когда вроде ничего странного не происходит, лишь крупицы чего-то неправильного мелькают на грани восприятия, отчего картинка  не складывается в нечто цельное. И по чуть-чуть читатель бы погружался в эту шизофреническую пучину, офигевая, что за дичь скрывается в недрах человеческого разума. И было бы круто, если бы автор не раскрывал все карты в самом начале книги. Вот тогда история заиграла бы всеми красками и эффект неожиданности бы сработал. По принципу "Острова проклятых" или "Бойцовского клуба".
Примечательно, что в оригинале у Анны совсем другая фамилия (Spiegel), чем в русскоязычном издании (Роткив). Шпигель по смыслу куда больше подходит персонажу.

Ещё в истории очень не хватает атмосферности. Возможно, будь она там, то это скрасило бы кривой и скучный сюжетец. Главный герой во время шторма застрял на острове в Северном море. Я сама живу у берега моря и знаю насколько мощным может быть штормовой нагон в Северной Германии, это страшно и красиво одновременно (пока дом ветром не сносит, гы). И из этого природного явления можно было сделать атмосфернейшие описания, но автор даже не попытался это сделать. Я была на Зюльте в прошлом году (остров, упоминаемый в книге, правда почему-то переводчик называет его Сильт), очень милое место с кучей чаек, с небольшими белыми домиками, чистым песком и уникальной природой. Во время штиля атмосфера на островах Северного моря такая же прекрасная, как и ужасная во время штормов. Почему нельзя было хорошо прописать природу острова, окружение, само море? Мрачная атмосфера предштормового Nordsee - это же +100 атмосфере. Самое-то для жуткой истории и идеально показало бы ухудшение психического состояние героя. Потому что всё, что использует автор - это "вдали над морем темнела грозная стена дождя и шквальные ветры обрушивались на берег" или "вздымающиеся волны были цвета иссиня-черных чернил". Вот и вся морская тема. Нет ощущения безвыходности, мрачности, отрешённости от мира стеной воды и ветра.

Я бы рекомендовала эту книгу только тем, кто впервые знакомится с триллерами и детективами как с жанром и ещё не знают куда смотреть, что бы разобраться в происходящем. В таком случае, неожиданные повороты действительно будут неожиданными.

Комментарии


В английском варианте у Анны фамилия - Glass )