Больше рецензий

5 января 2024 г. 21:53

230

5 Спойлер Жить или имитировать?

Десять раз чуть не умерла, поглощая язык Набокова и восхищаясь описаниями. Что прогулка по летней улице, что постельная сцена, что внезапно остановившиеся часы, что бедно-жёлтые усы... На этом рецензию можно и заканчивать, право слово.

Шутка. Я действительно обожаю Владимира Владимировича за то, что чтение каждого его произведения похоже на прослушивание музыки, в которой выверена каждая нота. Одного только слога достаточно для получения искреннего, ничем не замутненного удовольствия. Но когда к нему присоединяется сюжет – становится совсем хорошо.

Долгий скучный брак, волнение тела и сердца при виде молодого симпатичного человека, тайна измены, неизбежность разоблачения – старая история о страстях человеческих с финалом, полным безумия, не так ли?

Однако изощрённая игра Набокова с читательскими ожиданиями разворачивает всё происходящее и показывает с другого ракурса.

Голову кружит, как водится, женщина. Она же в этом произведении и получает своё желаемое – любовника. Такого, что можно наряжать в смокинги и модные галстуки, гладить по голове, как преданную собаку, говорить ему, что в голову взбредёт. Марта окружает Франца симпатичными для нее вещами, водит за нос, водит за собой в постель, когда ей того хочется, водит в театр и на курорты. Она любит его, разумеется. Прямо как свой дом со множеством комнат, розовую воду по вечерам и гимнастику по утрам, как положение в обществе и статус богатой дамы.

Из Франца получается чудесная вещь. Провинциал, совсем ещё юный и робкий, ни шагу не способный сделать без пинка окружающих. Он и карьеру получает благодаря письму матери и покровительству дяди, и работает точно по выданным ему инструкциям, и режим своего дня в итоге доводит до автоматизма: утренний кофе, метро, работа, Марта, полчаса на газету, ужин. Зачатки его воли, что виднеются в начале книги, подавляются силой, убедительностью, женским очарованием пластмассовой fem fatale всего произведения:

"Он знал, что против этого блеска идти нельзя. Будет так, как она сказала".

Под конец он, совершенно выжатый, потерянный, уставший донельзя, только и может, что думать о своей даме. Даже когда понимает, что требует она от него необычайного и опасного, как ни посмотри: убийства.

Марта жаждет свободы. Хотя вернее будет сказать, что контроля: мальчик на поводке, дом в собственности, безбедное бытие, красивое старение в идеальном раю, состоящем из очень приземлённых вещей. Она и мужа своего рассматривает только как препятствие. Рассуждает о его смерти столь просто, будто собирается открутить голову кукле, не более. Своими ли руками? Как же. У нее есть мужчина, рыцарь, верный пёс. Он обязан остаться рядом, обязан смотреть с обожанием, обязан легко и просто столкнуть не умеющего плавать мужа в воду по щелчку пальцев.

Бедняга Драйер. Когда он появляется на страницах – всегда такое чувство, будто вас выпустили на свежий воздух из душного помещения. Он смеется, шумно плещется в воде, играет в теннис, сгорает под солнцем, по-дурацки шутит и бесконечно ищет в жизни лёгкость, свежесть, приключения. Его хобби невинны и прекрасны, деньги даны ему счастливой случайностью в кризис, но именно фантазия и умение рисковать, свойственное предпринимателям, позволяют их преумножить и сохранить.

Любовь его к жене тоже искренняя – он радуется, как мальчишка, ее улыбкам, замечает счастливо новые наряды, рыдает навзрыд ночью на балконе у моря после последнего вздоха. Хороший Драйер человек. Живой.

Ещё есть старик. Менетекелфарес, как сказано в финальной сцене. Все только игра его воображения, сила внушения, ловкость рук. Франц им исчислен, взвешен, найден очень лёгким. Последняя сцена с ним то ли сон тщедущного молодого человека, то ли намек на автора внутри произведения, то ли библейская отсылка. А скорее всего всё вместе. Презанятная деталь сюжета.

Из-за изысканной словесной игры вопрос "Что же дальше?" не отпускает до последних страниц и сюжет лишь на на последних пяти раскрывается полностью.

Что же до морали, то она сложна и проста, как извечные человеческие истины.

Во-первых, жизнь ради одних только материальных благ или одержимости скорее доведет до нервных срывов и скоропостижной смерти, чем до счастья.

Во-вторых, бытие в качестве "хорошего человека", даже умного и предприимчивого, не спасет от бездушных людей вокруг.

В-третьих, важно ли всё это, если только чудится безумному старику, который создал и нас, и вас, и тех других в чертогах разума?

игра в классики, книжное путешествие

Комментарии


Десять раз чуть не умерла, поглощая язык Набокова и восхищаясь описаниями

Учитывая вашу прелестную аву, эта строчка читается просто чудесно..

Про Драйера хорошо написали. Именно - бедняга.
Многие его в рецензиях недолюбливают.
Набоков в романе славно поиграл и обыграл роман Драйзера Американская трагедия. Да и Идиот Достоевского.
И в конце, сам Набоков с женой появляются на страницах романа.. чудесный приём.

Спасибо за рецензию


С моей авой почти любая строчка обретает дополнительные занятные смыслы.

Мне даже стало несколько обидно за Драйера, право слово, когда после написания своей рецензии принялась читать чужие. Ну да сколько людей, столько и взглядов. Для меня он останется самым позитивным, если можно так выразиться, персонажем романа.

Рада, что не только мне, к слову, почудился призрак "Идиота" при чтении. И очень здорово, что обратили мое внимание на Набокова с женой. Я как-то упустила момент, а сейчас перечитала и потеплело на душе.

Спасибо за комментарий.