Больше рецензий

Ledi_Osen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2024 г. 12:40

108

4

Иногда так случается, что когда-то читала книгу, она в тот момент меня сильно зацепила и всю жизнь она как-то невидимо тебя касается. Таким касанием прошла по мне "Тень жар-птицы". Я успешно забыла, как называлась книга, кто ее написал, но хорошо помнила те чувства, которые вызвала во мне эта книга. Я случайно ее купила в нашем книжном, а уж потом стала покупать и другие книги серии "КомпАс", надеясь найти что-то подобное. Но, как это часто случается, больше таких "жемчужин" мне не встретилось. И вот совсем недавно, листая ленту, увидела знакомую обложку и что-то вновь всколыхнулось...

И читая эту книгу, вновь перенеслась в тот самый 1983 год, в тот десятый класс, но... да, спустя сорок лет уже не возникло ни того чувства, ни тех эмоций. Хотя тогда я воспринимала все гораздо проще, а сейчас все воспринимается, куда более критически, чем тогда. Помните, как у Шпаликова было написано?

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Вот и у меня возникло то чувство, что зря я взялась перечитывать эту книгу.

Вроде все хорошо. Сюжет простой: школа, 9-10 класс, первая любовь, интересная учительница литературы, способная увлечь ребят, другие педагоги, разные ребята, разные семьи, проблемы внешности, проблемы выбора профессии, отношения родителей и детей. Рассказ ведется от лица Сергея Барсова посредством дневника. Но мне сейчас было этого мало, т.к. рассказ выглядит однобоким и выводы, хоть и правильные, но автор все время вкладывает в уста старшеклассника, а сейчас мне это кажется неестественно, поскольку это выводы автора, в устах мальчишки, пусть и умного, но читать их было как-то пафосно. Хотя сорок лет назад меня точно ничего не смущало). И еще один момент, который мне сейчас смущал - это сходство сюжета с книгой, которую я читала совсем недавно Лариса Исарова - Записки старшеклассницы . Даже способ написания - дневник, был выбран вновь не говоря о том, что события очень схожи. А уж то, что в классе по-прежнему присутствует та же самая учительница литературы Марина Владимировна, не добавляет книге плюсов. Было бы хорошо, если бы автор объединила их в цикл, но увы, обе книги заявлены, как самостоятельные повести. Ну здесь я позволила себе придраться)). Если не читать одну книгу за другой, то возможно это и не будет бросаться в глаза.

А вот финальный прием с передачей дневника к учительнице, и ее комментарии в конце повести, были уместны и расставили соответствующие акценты. И немного опечалилась, что в итоге любовь пролетела тенью той самой жар-птицы. Книга будет интересна тем, кому близка советская школа, советская молодость.