Больше рецензий

20 декабря 2023 г. 00:16

319

5 Зло никогда не станет Добром?

Михаил Юрьевич один из моих любимых писателей. Я даже склонен к тому, что он легко смог бы "перегнать" популярность этого Пушкина, прожив чуть дольше. Ведь "дети" всегда должны стремится быть лучше "отцов".

Я не шибко уважаю стихотворную форму повествования, так как воображение просто отказывается работать, когда слишком мало мелочей. Если проза - фильм, то стихи - короткометражка, которая погружает лишь наполовину, словно галопом по Европам, где цель - "покрасивше" изобразить без детального обнародования, которое я так люблю.

Не знаю, но почему-то мне очень нравятся темы, связанные с демонами, чертями, сатанинщиной и инфернальщиной всякой. Как по мне, это очень интересно, если подходить с необычной стороны.

В свое время, в школе, у меня завязался спор с учителем по поводу произведения Михаила Афанасьевича "Мастер и Маргарита". Наставник утверждал, что Воланд - неправильный, не такой, как в Библии. "Дьявол же порождение чистого зла, он никак не может помогать людям... он их только развращает", - примерно так ответил мой препод. У меня же в голове выстраивалась иная версия, совсем другая логическая цепочка. Я встал в позу оппозиционера и привел в пример, помимо самого Булгакова, еще и "Скорбь сатаны" Корелли и "Демона" Лермонтова.

В произведении "Скорбь сатаны" Мария Корелли изобразила Дьявола также, как и Булгаков, показывающим грехи людей через их собственные действия. Если Бог предостерегает, то Дьявол дает "практический" опыт. Только чего стоит этот опыт для человеческой психики. Так легче вбить людям то, что они где-то не там свернули, не с тем связались. Я не согласен, что человек учится лучше на ошибках других людей. Это бред...

С "Демоном" Лермонтова было сложнее. Там я был менее убедителен. Хоть там и говорится:

"Ничтожно властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не нашел сопротивленья -
И зло наскучило ему"

Все равно, так как это Михаил Юрьевич, без антитез не обошлось. Дихотомия добра и зла, наслаждения и страдания. Очень яркие и контрастные черты в образах. Я зацепился за слово "наскучило" и стал доказывать с этой позиции. Я просто искренне не понимал, что через мириады лет невозможно измениться, даже если ты соткан из противоречий и всевозможных плохих качеств. Даже Демон - не без царя в голове, и должен понимать, что вечное зло ради зла - это тупо и непрактично... Либо я добрый и наивный. Но получилось так, что Демон у Лермонтова хотел добра и счастья, но пользовался методами, которые обычно в его арсенале для пыток... И он просто-напросто сгубил всех. Себя тоже. Даже жалко его.

Мой логический вывод был таким, что эти 3 вышеперечисленных образа Дьяволов - переходный период, когда тебе хочется, но не "можется". Танталовы муки, чтоб их. Ну не иронично.
Мы, закономерно, остались при своем, хотя и учитель что-то для себя на заметку взяла, и я переосмыслил моменты. Но я склонен верить, что не так страшен черт, как его малюют.