Больше рецензий

19 декабря 2023 г. 12:05

169

3.5 А не в ту же воду я вхожу?

Наверное, я пресытился Сенчиным. Или, может быть, это и правда менее качественный сборник по сравнению с предыдущими произведениями. Помню, какое впечатление на меня оказали Елтышевы, потом Зона затопления…Или сборник – Срыв. В сборнике «Остановка» вроде бы и интонации похожи, и мастерство никуда не делось, и приятно читать – остается впечатления от качественной взвешенной прозы. В крепких традициях русской литературы и со своим ясным почерком.

Но. Не цепляет. Как раз может по тому, что что-то подобное у Сенчина уже было. И было либо лучшим, либо более глубоким, либо просто первым. Сибирский быт, основательность слога, сложность простых деталей жизни в далеких от столиц городах, гипнотический ритм, уносящий в далекую реальность – все это сделано очень хорошо. Но приходишь чаще в собственные же воспоминания о других вещах автора, о том, что думалось раньше.

Рассказы на тему Центральной Азии не понравились. Упоминания про Москву показались шаблонными и немного наивными, хотя и трогательными в рассказе про ребенка. Деревня, Сибирь, тайга, кажется, - это главное, что мне нравится у Сенчина. Мысли уносят далеко-далеко. Я никогда так не жил. А насколько правда, что те, кто хотят оттуда вырваться – хотят именно этого? Или, наоборот, кто оборонительно заявляет, что в городе пропадет – не отправится ли туда при нормальной возможности?

Жизнь невообразима многослойная, многогранная. Сосуществование различных моделей – это благо, когда есть реальный выбор и возможности. Глупо заставлять того, кто любит волю проявлять свою волю в городских пробках. Страшно, когда лес становится ярмом, полем для постоянной жестокой работы по выживанию. В которой тянется смолой духовитое замызганное время, которое не остановить, не наполнить смыслом. Грустно, что множество людей вынуждены выживать на архаичных огородах, не сильно отличаясь в своей работе от жителей глубинной Азии или Африки. Природа разве что накладывает отпечаток. Да российская действительность, благословенная и проклятая, в дуализме, в котором тоска черпает силу, наливаясь невиданной художественной мощью. Недостаточной, век к веку недостаточной, чтобы проклятие это снять.

Нельзя требовать слишком много. Но почему бы не помечтать?