Больше рецензий

19 декабря 2023 г. 09:59

422

5

...Юг поймет: пришла пора расплатиться за то, что он возвел здание своей экономической системы не на твердой скале суровой добродетели, а на зыбучих песках беспринципного приспособления к обстоятельствам и разбойничьей морали.

Жил-был в Израиле царь Давид, мущщина видный и любвеобильный (не тот, который во Флоренции стоит). Не скупясь дарил он своей любовью как евреек, так и язычниц, и рожал детей от них в изобилии (рожали тётеньки, конечно, это я так, для соблюдения стилистики, а не в свете новомодных веяний). И был у Давида сын Авессалом, рождённый от язычницы. "Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка". Была у Авессалома любимая сестра Фамарь, красотой которой пленился любимый первенец Давида Амнон. И надругался над Фамарью, единокровной сестрою своей, Амнон, а после прогнал её от себя с позором. Разгневался Давид от этой вести, но в любви своей пощадил любимого сына. Авессалом же не простил Амнона и на отца своего Давида затаил гнев.

Думаете, гоню? Нет, это я краткое содержание книги Фолкнера рассказываю, переосмысленную автором историю Авессалома. Потому как очень я люблю к названиям книг придираться. Не из-за злобного характера, хотя... Преподаватель литературы спросил как-то аудиторию: кто главные герои книги "Мастер и Маргарита"? Выслушав бредятину студентов, включавшую Пилата, Любовь (прям так, с большой буквы), Веру (прям тоже), Воланда, Га-Ноцри (ну, вы поняли, каждый старался казаться умнее, глубже и пытливее, чем был), он задал ещё один вопрос: как называется роман? И усмехнувшись добавил: "Мастера не мудрствуют!" (цитату мы не опознали, каюсь, были молоды, глупы и тщеславны).

В общем, читать книжку нужно, если любите гипнотический фолкнеровский стиль (я!), обширный, изобилующий повторениями и отступлениями (я!), возможно барочный, кажущийся избыточным, но очень основательный и гармоничный(я! - да подождите вы!). Автор будет долго водить вас по полуразрушенному дому Саптена, заставлять слушать одну и ту же историю в исполнении разных героев, в том числе тех, кто не имеет к этой истории никакого отношения, будет бесить вас хождениями по кругу, каждую следующую дверь будет открывать только после того, как вы докажете, что предыдущий рассказ выучили назубок, будет наблюдать ваши толерантные корчи от каждого упоминания слова "черномазый" для того, чтобы в самом конце сказать:

Я думаю, что со временем Джимы Бонды покорят все западное полушарие. Конечно, это будет не при нас, и конечно, по мере того, как они будут продвигаться к полюсам, они снова побелеют — как кролики и птицы, чтоб не так ярко выделяться на снегу. Но это все равно будет Джим Бонд, и потому через несколько тысяч лет окажется, что я — тот, кто смотрит на тебя сейчас, — тоже потомок африканских царей.

Ибо Авессалом - отец мира.

А чтобы ваше разочарование было полным, в качестве красивых гвоздей в крышку гроба обалдевшего читателя, добавит хронологию и генеалогию (я использовала в качестве проверки усвоенного материала)) Так что, если стилистика Фолкнера вам не близка, открывайте сразу хронологию и читайте её, и у вас не будет причин ныть о неудобоваримости текста.