Больше рецензий

15 декабря 2023 г. 20:13

693

5 "Князь утверждает, что мир спасет "красота"!

О грандиозном социально-философском романе Федора Михайловича Достоевского "Идиот" написано огромное количество школьных сочинений, диссертаций, научно-исследовательских трудов.

Для меня это прежде всего роман о любви и красоте. Любовь на страницах романа встречается в самых разных своих проявлениях: это и страстное чувство Парфена Рогожина, и расчетливая любовь Гани Иволгина, и неистовая любовь к жизни умирающего от чахотки Ипполита Терентьева, но прежде всего это подлинная и сострадательная любовь к ближнему, которая находит воплощение в образе главного героя романа князя Льва Николаевича Мышкина.

"Князь утверждает, что мир спасет "красота"! - восклицает Ипполит. Достоевский мастерски противопоставляет внешнюю красоту Настасьи Филипповны, "необыкновенной красоты женщины", с красотой внутренней князя Мышкина. Ослепляющая красота Настасьи Филипповны - красота странная и загадочная, "такая красота - сила", "с этакою красотой можно мир перевернуть!". Тем не менее губительной оказывается красота Настасьи Филипповны, трагичной - судьба роковой красавицы, поскольку этот мир может спасти только красота внутренняя - красота души, поступков, помыслов, чуткость и доброта, которые исцеляют, вдохновляют и воодушевляют.

И кто такой этот князь Лев Николаевич Мышкин? "Просто дурачок и амбиции не имеет", а "частые припадки его болезни сделали из него совсем почти идиота"... "ни света не знает, ни места в свете не имеет"... "демократ какой-то непозволительный, даже и чинишка-то нет"... ОДНАКО он "честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех!" Встречали ли вы в жизни человека, "подобного ему по благородному простодушию и безграничной доверчивости"... Это лишний в обществе, неуклюжий, невинный, наивный "бедный рыцарь", который пастушески смотрит на жизнь, делая ее лучше, чище и добрее: "Знаете, не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О... а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят..."

Читайте Достоевского, любите жизнь, любите людей, будьте счастливы!

Комментарии


Достоевский мастерски противопоставляет внешнюю красоту Настасьи Филипповны, "необыкновенной красоты женщины", с красотой внутренней князя Мышкина.

Почему вы считаете, что Достоевский именно это хотел сказать? И что здесь вообще значит "противопоставляет"?


Для меня Настасья Филипповна и князь Мышкин - два крайних полюса: это Инь и Янь, красота внешняя и красота внутренняя, чёрное и белое, грех и добродетель, смерть в Петербурге и жизнь в Швейцарии... Именно в этом и проявляется дуализм романа. Согласно Wikipedia "дуализм" в философии есть свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала, несводимые друг к другу или даже противоположные. Отсюда и противопоставление. Надеюсь, что ответила на Ваш вопрос.

Для меня Настасья Филипповна и князь Мышкин - два крайних полюса: это Инь и Янь, красота внешняя и красота внутренняя, чёрное и белое, грех и добродетель

Другими словами вы не видите в Настасье Филипповне внутренней красоты? И в чем, по-вашему, был ее грех - на момент первой встречи с князем?

Именно в этом и проявляется дуализм романа.

Я правильно понял, что дуализм романа в противопоставлении двух крайних полюсов - князя Мышкина и Настасьи Филипповны? Вы отказываете им в каком-либо сходстве?

Я хочу обратить внимание на том, что в книге эти герои зачастую, не сговариваясь, приходят к одним и тем же выводам и используют одни и те же образы. И когда Мышкина спрашивают, нравится ли ему именно такая красота, как у Настасьи Филипповны, он прямо отвечает что именно такая нравится. Его интересует только внешняя оболочка?