Больше рецензий

13 декабря 2023 г. 15:40

480

5 ֍֍ КРАЙНЕ НЕЗДОРОВАЯ СТРАСТЬ, или НА СЛУЖБЕ САТАНЫ ֍֍

картинка Santa_Elena_Joy
« … в интернете выставлен на продажу призрак, выходец с того света, и спросил, не желает ли Джуд приобрести его, на размышления Джуду не потребовалось ни секунды.»

«— Бог мой, это же твоя дочь! Ей же всего одиннадцать!»
(Джо Хилл. «Коробка в форме сердца». 2007)
«… и в коридор шагнул Крэддок. Рослый, костлявый, угловатый, в полутьме он мог показаться сплошным силуэтом, вырезанным из черной бумаги, если бы не очки в роговой оправе, которые он, очевидно, надевал только от случая к случаю.»
(Джо Хилл. «Коробка в форме сердца». 2007)
«— Я ведь, помнится, предупреждала, нет разве? Две девчонки по цене одной…»
(Джо Хилл. «Коробка в форме сердца». 2007)

В своём первом объёмном произведении – «Коробка в форме сердца» (2007) Джо Хилл достиг, на мой взгляд, того, что считает наиболее важным в художественном произведении.

«… главное творение любого художника — вовсе не его произведения, но порождающая их острота чувств.»

Он не противоречит своему отцу – Стивену Кингу, утверждавшему, что важно не столько ЧТО ты пишешь, а важнее – КАК. Но взгляд сына на писательство шире, чем у отца: он зрит прямо в корень. По эмоциональному воздействию «Коробка» вызывает чувства настолько острые, что лучше не читать роман залпом и на ночь … А уж потом, после прочтения, будем разбираться, что это было и зачем оно нужно.

***
Следует сразу отметить, что перевод романа Д. Старковым (2022), которому помогал его американский друг Джек Пэроу (Jack Parow), а также другие переводчики, которых Старков благодарит в конце книги, на мой взгляд, лучший. Но это, подчеркиваю, моё личное мнение (в оригинале не читала).

***
Мистический роман Джо Хилла рушит все классические представления о призраках. Вам и не снилось! Да и не приведи Господь!!! Более одухотворённой и телесной нечисти, которую автор именует «призраком», вряд ли где встретишь. Это что-то новенькое в «призракологии». Страшно – жуть. На то и расчёт.

В целом роман – дьявольский. Сатана проник в самые заметные и важные сферы человеческой жизни и отношений. Не об этом ли так выразительно, потрясающе остро в эмоциональном восприятии повествует автор?

Музыка. Семья. Любовь. Вот три «кита», на которых держится роман, и куда дьявол проник так, что дальше некуда! Рушится всё, что изначально было основой и музыки, и семьи, и любви. Для полного комплекта ещё экономики и политики не хватает. Этих тем Джо Хилл здесь не касается.

Музыка. Тяжёлый рок. Музыка ненависти. Музыка сатаны.

«Спустя пару секунд за дверью слегка приглушенно загрохотала музыка — залп барабанной дроби, душераздирающий, точно скрежет колес сошедшего с рельс поезда, гитарный запил, подхваченный торжествующим детским визгом примерно на той же ноте… последний из хитов Джуда, вошедших в Топ-40, все та же "Знай свое место", перепетая "Кидз Боп".»

Эмоционально острый и тяжёлый роман пронизан насквозь такой же тяжёлой музыкой. Какофонию звуков тяжёлого рока давно уже привыкли, не задумываясь, называть «музыкой».

Главный герой «Коробки» – старик (по крайней мере, пожилой) рок-музыкант. Известный, хотя его рок-группа уже не существует. Смерть прибрала всех. И выглядит это символично: разодранная в клочья психика, сексуальные извращения рок-музыкантов не способствуют здоровью и долголетию. Как правило.

Самое примечательное, автор рисует тяжёлые судьбы персонажей, которые приводят их к тяжёлой музыке, а также – тяжёлым заболеваниям (СПИД), психическим отклонениям: связь очевидна. Одни становятся рок-музыкантами – адептами бесовской музыки, другие – их поклонниками. Колесо. Всё идёт по кругу: без конца. Победа сатаны. Мотив, который явно прослеживается и в творчестве Стивена Кинга.

Судьбе 54-летней рок-звезды Джуда (Иуда Койн), урожд. Джастин Ковзински, не позавидуешь. Изломанная психика в детстве проложила дорогу к тому, к чему он пришёл в итоге.

Страх завести собственную семью, детей. Больное коллекционирование сатанинских артефактов, ужасов, производящих крайне нездоровое впечатление. Именно это коллекционирование и явилось триггером развития сюжета романа.

Коллекционеры – люди, вообще, не совсем адекватные. А здесь Джуд загорелся приобретением призрака. Ну, с головой, видать, ку-ку. Ему предложили: надо брать!

Семья. Тема семьи непосредственно связана с темой музыки. И ненависти. И психических отклонений. И всё вместе спаяно с помощью чертовщины в такой колючий шар, который вдобавок ко всему опутан изрядной долей гипноза, психологического насилия, сексуальных извращений (педофилия) … Ой, не слишком ли много для одной книги? Так подумалось ещё и потому, что у Джо Хилла этот роман – первая проба пера в большой форме …

Насилию в семье – страшному, невероятному подвергался и Джуд, и его «девчонки»: Джорджия, Флорида (по названию штатов) … Ненависть, насилие в различных проявлениях – лейтмотив всего романа. Именно они и придают остроту восприятия «Коробки».

«Я лично никому бы такой матери не пожелала. Не мать она, а проклятие, самое настоящее. Если всерьез подумаю, что когда-нибудь могу стать такой же матерью своим детям, тут же стерилизоваться пойду.»

Мистический призрак – дух Крэддока Джеймса Макдермотта, преследующий персонажей, и определяющий динамику действия, лишь усиливает нервозность и напряжение этой, по существу, криминальной истории.

Любовь. Извращённая, как и всё, о чём повествует Джо Хилл. Кто мечтает о «большой и чистой» любви, это не сюда. Да и то, что здесь происходит, любовью назвать сложно. Но персонажам хочется любви. Хоть какой-нибудь. Ну, вот она такая и есть: «спасательный круг». Другой здесь не прижиться: «климат» не тот, не та «погода в доме». Уродливо. Убого. Любовь с протянутой рукой, как нищенка, просящая подаяния. Цепляющаяся, как утопающий, за соломинку.

«Полагаю, у него давно уж другая девица живет. Симпатичных девчонок, готовых задрать юбку перед рок-звездой, на свете хоть пруд пруди.»

Но и такая убогая любовь требует свою цену. За всё надо платить. Даже – мёртвым. Только вот плата непомерно высока: жизнь.

«Отдай мертвым что причитается и не греши.»

… В общем, отличное раскрытие темы: гнусные реалии современной жизни сквозь призму мистического восприятия. Конечно же, имеет место быть развитие персонажа – рок-звезды Джуда. Как и полагается в качественном романе.

«Анна и Мэрибет… теперь их двое, не «две в одной» — возможно, впервые за последние дни.»

И очень, очень красиво.

Немного познакомившись с творчеством Джо Хилла, ощущаешь его собственный почерк, отчасти похожий на отцовский, но всё-таки свой: более лиричный, пикантно-острый, многослойный, неоднозначный, волнующий, идущий из глубины души …

«— Из музыки сделан весь мир. Все мы — струны лиры. Звучим. Поем хором. Здорово было… вот этот ветер в лицо… Знаешь ли ты, милый, что всякий раз, как ты поешь, я пою с тобой вместе?»

P.S.
Моё впечатление от романа – всего лишь личное впечатление, не претендующее ни на что. Особенно, в отношении музыкальных предпочтений.

А в целом роман учит быть счастливыми. И это прекрасно.

картинка Santa_Elena_Joy
«В голове прояснилось, сна ни в одном глазу, руки не беспокоят, дышится легко, что еще нужно для счастья?»