Больше рецензий

12 декабря 2023 г. 15:27

380

4

Об этой книге я знала уже довольно давно, чрезвычайно интересовалась атором, слушала и читала отзывы. Найти книгу было непросто - ее не переиздают, как я понимаю. В итоге роман мне прислала подруга, которая живет в Петербурге - она купила его с рук. (Спасибо, дорогая Света! Ты меня очень разбаловала книжными подарками!)

Я знала, что у автора очень смелая и оригинальная фантазия. И с этим не поспоришь. Его творение - огромный мрачный город Нью-Кробюзон - выписан с тщательностью средневековой гравюры: злачные улочки, пропитанные смогом, дурными запахами, населенные людьми и пугающими существами, огромные правительственные здания, помпезные, поражающие воображение формами и размерами, сложнейшей инфраструктурой, тягучие темные реки, скрывающие в своих водах водяных, русалок, принимающие все ядовитые стоки города, мусорные грандиозные пустоши, где, невидимые для полиции и правительства, крепнут таинственные силы. Ну и обитатели Нью-Кробюзона, да и вообще почти все действующие лица - это огромная кунсткамера, лаборатория сумасшедшего генетика, галерея уродцев, мутантов, существ пугающих и завораживающих одновременно. Магия в мире Мьевиля соседствует с наукой и технологиями, стимпанк - с лавкрафтовским иррациональным ужасом.

Сама история повествует об ученом Айзеке Гримнебулине, перед которым стоит сложная творческая задача - вернуть гаруде, огромному птицеподобному разумному существу, возможность летать. Параллельно с тем, как Айзек получает такое задание, его девушка Лин (тело женщины, а вместо головы - огромный жук-скарабей - так выглядит раса хепри, к которой относится Лин) тоже начинает сложную творческую работу - сделать скульптуру с живого существа, которое сложно поддается описанию. Продвигаясь в работе, Айзек и Лин, а также их друзья и ситуативные соратники попадают в крепкий переплет, где им предстоит столкнуться с невыразимым ужасом, тяжелейшими испытаниями и потерями, пережить лихие приключения. А вот будет ли финал наградой за пройденный путь - вопрос открытый.

Добрую половину книги действие двигается очень неспешно, автор знакомит нас с Нью-Кробюзоном, его темными сторонами, дает привыкнуть к пестроте города. Честно говоря, мне это читать было скучновато. Далеко не всё, о чем говорится в романе, я вообще могла представить, подробные многословные описания не рождали в голове картинку, текстуры не прогружались. К героям тоже особой теплоты не было, к книге возвращалась больше из дисциплины. Но примерно с середины действие ощутимо оживляется, становится напряженным, драматичным и увлекательным. Тут меня, наконец, захватила и атмосфера, и сам сюжет, и герои стали ближе. С этим чувством я быстро добралась до финала, который оставил смешанные ощущения: грусть, горечь, но и какое-то удовлетворение.

Обращаясь к тем, кто читал роман, хочу сказать, что мне странным образом больше всех понравился Ткач. Вполне себе заезженный образ арахнида Мьевиль смог освежить, придать ему интригующую обаятельную неоднозначность. Ткач вызывает смесь ужаса и дикого любопытства, недоумения и трепета. В ряду Унголиант, Шелоб, Ананси и тд прибыло.

В итоге могу сказать, что роман интересный, хотя я и убедилась, что в целом жанр все же не мой. Не знаю, буду ли дальше читать Мьевиля, но о знакомстве не жалею.