Больше рецензий

5 декабря 2023 г. 19:36

493

3 Холден Колфилд в депрессии и внутри нее

Над пропастью во ржи (роман; Джером Сэлинджер; 1951; США) - пожалуй, самый переоцененный в долгой перспективе на моей памяти роман. Это что - то с чем - то, что берет тему и бросает ее не на полуслове, а на одной трети, и это в лучшем случае. Эту штуку читать даже не очень приятно из - за общей чернухи и восприятии всех и вся главным героем как зловонной массы, за парой исключений под конец. Однако, с другой стороны, это, возможно, один из первых романов от лица образцового малолетнего дЭбила, который задал стандарты такому вот стилю и дал путь романам, играм и фильмам, которые куда как лучше справились с передачей мыслей таких персонажей, с поднятием и раскрытием тем, и с нормальным сюжетом, который имеет смысл. Да, были у нас те же "Отцы и дети", но Базаров на фоне Холдена - это просто образец послушного сына и здравомыслящего консервативного гражданина

Со стилем тут все сложно. Насколько я знаю, стиль в оригинале был одной из причин, по которой данная книга и стала популярной - в эпоху еще действующего кодекса Хейса напечатали роман, состоящий из мата - перемата и прочего такого, от чего всякие ПРАУД ЭНД ЭДЬЮКЕЙТЕД ИНГЛИШ ЭНД АМЕРИКАН ПИПЛ офигевали, а люд попроще скупал. Однако, в переводе Риты Райт - Ковалевой такое прилизали. С точки зрения переводческой, это - такое себе, так как задача перевода - в точности передать опыт и суть произведения, дабы у двух гипотетических людей, один из которых читал текст в оригинале, другой - в переводе, восприятие совпадало настолько, насколько это вообще возможно. А вот с этической и личной - не знаю, поскольку, конечно, это передает в точности тип мысли такого персонажа, но при этом я бы не выдержал читать похождения малолетнего дЭбила с мыслями и стилем УЛЬТРАМАЛОЛЕТНЕГО УЛЬТРАДЭБИЛА

И тут, думаю, можно перейти к тому, почему же я называю главного героя так грубо, и почему я так отношусь к книге. Сюжет повествует о нескольких днях, в течении которых главный герой, Холден Колфилд, ходит туда - сюда да говорит со всякими личностями. Его выгнали из школы после того, как он завалил все экзамены, при этом, судя по всему, он никаких стараний даже не прилагал. Он вообще уже в таком раннем возрасте во всем разочарован и творит откровенную дичь, явно лишь ради ощущения либо оправданной жалости к себе, либо в попытке отыскать путь для себя и того, кто его поймет и пожалеет

Казалось бы, в литературе множество страдающих героев. Вот только тут мы не видим ни конкретных причин того, как он дошел до такого, ни какого - то пути персонажа из точки А в точку Б в морально - ментальном плане. Из - за этого скорее создается впечатление, что герой бесится "с жиру" и воспринимает всех, как гуано, лишь потому что он - эгоист и человек морально опустившийся (что, кстати, может приводить к неверному восприятию личностей с депрессией в реальности). В пример я могу привести роман "Обломов" или фильм "Стена" по альбому Pink Floyd - что тот же Обломов, что лирический герой Пинк, имели причины и предпосылки к тому, как они пришли к тому состоянию, к которому пришли, и к ним можно испытать сочувствие, при этом не испытывая желание стать такими же, и в них мы видим путь персонажа и раскрытие мыслей о той же войне, обществе потребления, системе образования и слепом фанатизме в "Стене", или ленности в "Обломове". Тут же Холден Колфилд в конце лишь бросил свою крайне идиотскую мысль. Кто - то это воспринимает, как развитие. Но я в этом вижу лишь то, как подросток бросил свою безумную мысль, что происходит часто - этот цикл из возникновения ОФИГИТЕЛЬНОЙ идеи, протрезвения (метафорического или буквального) и бросания на помойку

Но нельзя не упомянуть и второго хорошего момента, кроме задавания стиля (который, правда, весьма сомнителен сам по себе, но имеет место быть) - это последняя треть. Все же там можно реально проникнуться некоторым человеческим пониманием и сочувствием к Холдену, и увидеть в нем что - то глубже, чем бунтаря потому что бунтарь

Я могу понять, почему этот роман полюбили подростки, вот только в таком возрасте человеку свойственно любить некоторые сомнительные вещи на импульсе и эмоциях. Я не вижу рациональной причины любить этот посредственный роман