Больше рецензий

utrechko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июля 2014 г. 10:04

1K

5

"Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся."

Из всех прочитанных книг по воспитанию эта, пожалуй, оказалась самой близкой мне, самой понятной, самой непротиворечивой и самой... доброй. Доброй не по отношению к родителю, но по отношению к ребенку.

То, что краеугольным камнем воспитания является любовь со всем многообразием ее выражения - уже давно ни для кого не секрет. Про это написано много книг, проведено множество исследований. Но что такое любовь к ребенку? И что такое воспитание с любовью? Достаточно ли просто любить, а дальше что выросло то выросло?

"Педагогика для всех - наука довольно жесткая, как и все науки. Она не предписывает, как жить и каким быть, она даже не прописывает рецептов воспитания: она лишь исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно будут трудности. Так получается - а так нет. Вот все, что может сказать педагогика, но это немало."

Симон Соловейчик писал "Педагогику" десять лет. Писал ее по мере того, как рос и взрослел его младший сын Матвей. Да и книга в первом варианте называлась "Педагогика от Матвея". Исследуя все стороны воспитания ребенка, Соловейчик доступно и просто объясняет, в чем подводные камни таких распространенных методов воспитания, как кнут и пряник, метод запретов, принуждение во имя будущей благодарности, физическое наказание итп.

"Воспитание по схеме "нельзя + воля" - воспитание в два прихлопа, в два притопа; раз-два, раз-два, нельзя - держись, раз-два, нельзя - крепись, раз-два, нельзя - не смей, раз-два, нельзя - смотри! При обедненном этом воспитании "нельзя" становится сладким запретным ходом, а воля, направленная на подавление собственных желаний, погибает."

Но более всего ценна эта книга, на мой взгляд, не тем, что дает разъяснения что верно, а что нет (да и не дает на поверку), а тем, что взывает к встрече с собой, раскрывает всю необходимость воспитания в себе родителя наряду с воспитанием ребенка. Этот процесс обоюдный. И даже если теоретически большинство из нас понимают сей момент, то практически для воспитания себя требуется не меньше (а то и больше усилий), и Соловейчик дает опору и мотивацию эти усилия прилагать каждый день. Думать, размышлять, принимать ребенка как человека, а не как объект приложения своих усилий и вложения своих же несбывшихся надежд.

"Воспитание - это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые. Педагогика занимается вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом "дети". Педагогика - наука об искусстве сотрудничества."

Читая эту книгу, начинаешь видеть и детей, и себя немного иными глазами. И даже если после прочтения вы всего лишь пришли к выводу, что автор - наивный человек, то даже и это уже много. Поверьте, что часть души автора, вложенной в этот труд, останется с вами.

"Педагогика - наука об искусстве любить детей."