Больше рецензий

3 декабря 2023 г. 19:00

233

5 Спойлер Хорошего персонажа здесь вы не встретите

(есть спойлеры)
Честно говоря, Обломов единственный кто вызывает симпатию среди всей плеяды героев.
Казалось бы, Гончаров представляет Обломова лентяем, неспособным разобраться со свалившимся проблемами самостоятельно. Обломов ищет любого человека на которого можно переложить груз ответственности. Для этого он готов доверить дела знакомому знакомого, чтобы только от него отстали с мирскими проблемами, за что в конечном счете и остается с носом, поплатившись за свое бездействие. Поражает и то, как он просто отказывается от любви к Ольге, пеняя на те же мирские проблемы, которые он никак не может решить. И тут замкнутый круг выйти из которого Обломову так и не удается. Но даже несмотря на все эти обстоятельства, Обломов лентяй, выглядит человечнее по сравнению с Штольцем и Ольгой.

Гончаров предлагает читателю Штольца, как противопоставление Обломову. Мол, Штольц лучше Обломова, он предприимчивее, решительнее, он всегда знает, что делает. Но со всеми этими достоинствами, Штольц до ужаса боится воображения. Штольц, попросту, схема, машина, которая никогда не дает сбой. Да, он может быть отличным дельцом, хотя и об этом факте его биографии мы имеем смутное представление. Но это же никаким образом не характеризует его как личность.

Штольцу явно недостает чувства сострадания и такта. Это видно из сцены, когда он приезжает к Обломову в самый тягостный период в жизни друга. Видя все это, Штольцу не приходит в голову ничего лучше , чем «ударить» Обломова фразой: «Как ты опустился до такого, Илья?» В этом весь Штольц —бесчувственный и токсичный. В глубине души, если она, конечно, у него есть, понимает, что он пустышка по сравнению с Обломовым. В этой же сцене показательно и то, как ведет себя Обломов, он без стыда называет Пшеницыну своей женой, и говорит, что у него есть сын. Это одна из немногих сцен, где Обломов показан с лучшей стороны.

Ольга тоже не отличается благородством и широтой души.

Она, возможно, никогда не любила Обломова, для нее он был проектом. Как Пигмалион, она лепила из Обломова свой идеал, принося ему книги для обязательного прочтения, и таская его по театрам. Приносило ли это радость и удовольствие Обломову, ее мало интересовало. Ее эгоизм может посоревноваться разве, что с ее низостью. Сцена, где она оправдывается перед Штольцем за свою любовь к Обломову и даёт прочитать Штольцу то самое письмо-исповедь Обломова яркое тому подтверждение.

В конце концов, уже будучи женой Штольца у Ольги возникает едва уловимое ощущение фальши, ей кажется, что жизнь прошла мимо. Ольга не успела опомниться, как оказалась в золотой клетке, выстроенной для нее ее мужем, став дополнением в его идеальной, лишенной воображения, картине супружеской жизни.