Больше рецензий

Magical_CaNo

Эксперт

Эксперт в снобизме

2 декабря 2023 г. 23:12

356

4 По ту сторону литературы

Каждый талантливый автор в какой-то момент своей жизни приходит к "вопросу творчества". Человек, который смог прославиться своими работы, не может не спросить себя: А как у меня так получается? И кто-то пропускает это через себя, рефлексирует в личных дневниках или рассказывает друзьям. Но некоторые создают фильмы и книги про муки творчества. Но Дина Рубина подошла к вопросу иначе. Начав с небольшой автобиографии, она плавно перешла на анализ самой сути писательства и его механизмов, разбирая всю кухню изнутри и приправляя своими историями.

Сам я почти не знаком с творчеством Дины Рубиной, к сожалению, но её слог - это волшебство и магия. А точнее - талант и упорные годы труда. Она увлекает за собой, и вот ты уже в час ночи идёшь за кружкой чая, чтобы дочитать ещё одну главу, а потом ещё и ещё до самого рассвета. Поэтому толщина книги не должна вас пугать. Просто начните - а там уже не оторвётесь.

Её (не побоюсь этого слова) исследование идёт с самого детства. Дина Рубина невероятно сильная женщина: "И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт". И только такой человек и может жить в этой литературной среде - она просто не может не творить. Не писала бы - занималась бы музыкой, не занималась бы музыкой - снимала бы фильмы и т.д. Но она именно писатель, а не литературовед. Человек, который находится в самом центре процесса, а не оглядывает его со стороны. Поэтому ей так не нравятся критики, поэтому она не выделяет женскую прозу и прочее-прочее.

Я не считаю себя критиком, но скажу в защиту следующее - критик не должен ничего писать, даже не обязан. Он обязан знать основу, базис, на котором строится литературное произведение, и знать признанную классику. Потому что критик - это рядовой читатель. И тут у Дины Рубиной кроется одно небольшое противоречие. Она права в том, что есть деление на массовую и элитарную литературу. Егор Апполонов в книге Пиши рьяно, редактируй резво. брал интервью у знаменитых авторов. Это были мастодонты литературы и просто обладатели разных престижных премий. И по их биографиям можно прийти к простому выводу: вы можете получить самую престижную премию, быть первым во всех шорт листах, вами могут восхищаться самые известные авторы - но без читателя писатель жить не может. Вас просто не будут покупать, вы не интересны обывателю и писательство не превращается в профессию. А капитализм в мире диктует свои правила, рынок всё порешает. Поэтому эти обладатели премий работают в других сферах, лишь бы прожить на что-то. О том же говорит и Дина Рубина. О читателе действительно думать не стоит, но вы ничего не добьётесь, если ваша история не интригует и не захватывает. Поэтому и критик не должен быть автором, он должен быть именно талантливым и внимательным читателем.

Но книга обладает притягательной силой. За каждой строчкой чувствует сильный и волевой человек, который искренне верит в то, что говорит. И мы ему верим, а главное - хотим его читать. Дина Рубина бесспорно талантливый автор, который поставил перед собой огромную задачу. Но никто и никогда не сможет понять смысл творчества. Это действительно "голоса из космоса, что-то от музыки вселенной", о которой писали многие авторы. Помните - каждый писатель шизофреник, потому что он действительно слышит своих героев.

Комментарии


А рубинское многословие Вас не смутило?