Больше рецензий

1 декабря 2023 г. 23:11

91

5 Спойлер Собор Парижской Богоматери

Роман "Собор Парижской Богоматери", вышедший в 1831 году, произвёл фурор среди читающей публики и принёс автору большую славу. Эта книга, как и почти 200 лет назад, остаётся актуальной: уже в 1836 году была поставлена опера, в 1956 году вышла классическая экранизация романа, где блистательная Джина Лоллобриджида сыграла Эсмеральду, а в 1998 году на весь Париж отгремел одноимённый с романом мюзикл.

Что так привлекало и привлекает людей в этом романе? Начнём с рассмотрения сюжета. Роман разбит на 11 книг, а каждая книга - на несколько глав, отчего его легко читать. Сюжет увлекает читателя, погружает его во французское Средневековье 1482-го года, когда на престоле восседал Людовик XI. Читатель охотно верит автору, так живо он передаёт эпоху: чего стоит глава, описывающая Париж XV века! Такие мелочи, как "история не сохранила имён всех участников бунта" или "пером нельзя описать чувства матери в это мгновение" создают впечатление, будто Гюго всё это видел, а в книге рассказывает нам увиденное. Конечно, в середине книги, когда мы узнаём историю Гудулы, становится ясно, кто кого подкинул, кто кому приходится родственником, но всё равно наблюдать за действиями интересно, учитывая, как круто может он повернуться.

Все действия происходят вокруг пяти действующих лиц; примечательно, что "положительно прекрасных" или исключительно отрицателньых персонажей нет. Возьмём Клода Фролло. Долгое время он был образцовым священником, верно соблюдавшим религиозные догмы и даже взявший на воспитание подкидыша Квазимодо. Но что пошло не так? По словам самого Клода, виною тому цыганка, пленившая его своею красотой; как по мне, есть и иная причина - занятие чернокнижием и желание получить философский камень, дотронуться до потаённых знаний. На протяжении книги он падает настолько, что готов изнасиловать девственницу-цыганку, а смех его во время её казни был сатанинским. Пожалуй, он заслужил такую смерть.

Квазимодо чист внутенне, но ужасен внешне. Горбатый, одноглазый, но очень сильный, он оглох, обучаясь звонарному ремеслу. Степень миро- и самопонимания у него низкая, свои чувства и общество он не понимал, однако был верно предан воспитавшему его священнику и любил цыганку Эсмеральду. Умным его явно не назовёшь, но чего у него не отнять - проницательность. Мне очень понравилась метафора с глинынм и некрасивым горшком для цветов, откуда не вытекает вода, и с хрустальным и треснутым горшком, откуда вода вытекла, а цветы завяли.

Третий влюблённый в Эсмеральду герой - Феб де Шатопер. Как и в случае с Клодом, им овладела страсть, стоило ему увидеть цыганку. Нет, это была не душевная привязанность к Эсмеральде, имя которой он так и не запомнил: он просто хотел плотских утех. Он предал цыганку, женившись на Флёр де Лис, тем самым кончив плохо.

Эсмеральа изменила жизнь трёх этих мужчин, каждый из них любил цыганку, но по-своему. Истинная любовь была только у Квазимодо, но из-за уродства ему не суждено было получить ответные чувства. У Феба была плотская страсть, которую он почти реализовал. Чувства священника наиболее сложны. Эсмеральда пробудила в нём, девственном священнике, сатанинскую сущность, с которой он не мог совладать; его грехопадение дошло до того, что именно из-за него погибла Эсмеральда.

Удивительно хладнокровным остался Пьер Гренгуар. Он - поэт и философ - должен был гореть любовью к столь прекрасному созданию, и тому способствоваало самое благое обстоятельство - женитьба и жизнь в одной квартире с Эсмеральдой. Но он остался чрезвычайно равнодушен к ней, его более заботила архитектура, зодчество. Казежтся, за судьбу козочки он переживал куда больше, чем за судьбу жены. Впрочем, у него была иная любовь - он сам: как Гренгуар сказал однажды, приятно проводить время с гениальным человеком, то есть с самим собой.

Мы могли бы назвать Эсмеральду виновницей всех описанных в романе событий, но вины её нет: она просто жила. Виновата ли она в своей красоте, пленившей мужчин? Нет. Виновата ли она в убийстве, которого не совершала? Нет. Виновата ли она в том, что её в младенчестве украли цыгане? Нет. Эсмеральда - несчастная молодая девушка, не видевшая ни отца, ни матери, зарабатывающая на жизнь танцами да показом удивительной козочки, живущая в цыганском квартале для низшего люда Парижа, казнённая на убийство, которое не совершала.

На какие мысли наводит роман? Самая очевидная - челвоека нужно оценивать не за внешность, а за душевную красоту. Также этот роман о надежде: вретишница 15 лет надеялась встретить дочь, как и Эсмеральда 15 лет надеялась увидеть мать, что свершилось в конце. Помимо этого, книга говорит о том, что низко пасть может любой человек, какой бы духовной силой он не обладал.

Рекомендую к прочтению.