Больше рецензий

literalina

Эксперт

Филологический дух

30 ноября 2023 г. 20:47

140

5

К литературе я отношусь с большой серьезностью и любовью, как и полагает относиться к вечной спутнице жизни, но мне нравится, когда литераторы сами не прочь посмеяться над разными ипостасями своего искусства и над тем, что создают их коллеги по перу. Прекрасным инструментом для этого является пародия, к которой бесподобной Джейн Остен с ее тягой к юмористическим формам было бы грех не прибегнуть. Из насмешливого отношения писательницы к готическим традициям и канонам и родилось «Нортенгерское аббатство» — произведение увлекательное, забавное и искусно написанное.

Кэтрин Морланд — милейшая героиня: упоительно наивная, пребывающая в вихре своих заблуждений, порожденных ее любимыми романами, и сочетающая в своем образе неопытность юности и последующее обретение важных жизненных уроков. В какой-то степени это роман-взросление, ведь все события связаны с первыми выходами Кэтрин в свет и ее новым опытом социального взаимодействия, предопределяющим личностное становление героини. Однако ярче всего для меня выделяется пародийность этого образа, ведь Остен всегда называет Кэтрин «героиней романа», прямо и косвенно примеряет на нее типичные ситуации сентиментальных сюжетов, постоянно отсылает читателя к известным клише готической литературы и явно показывает, как сильны, абсурдны и даже опасны оказываются художественные мотивы, когда принимаются впечатлительным читателем за чистую монету в силу отсутствия настоящего жизненного опыта.

Так, семнадцатилетняя Кэтрин слепа к недостаткам своей подруги Изабеллы, слыша в ее фальшивых речах возвышенные обороты из любимых романов и довольствуясь этим; она убеждена в неких жутких событиях, происходящих в Нортенгерском аббатстве, даже когда реальные обстоятельства служат ей опровержением; она судит людей и их намерения, основываясь лишь на том круге образов, что знает из книг, и это делает ее суждения ограниченными. Проходить с Кэтрин этот путь и забавно, и печально, и радостно, ведь героиня учится сама и учит на своем примере читателей.

Я люблю этот роман за то, что он заставил меня много смеяться, за восхитительную пародию, за интересные рассуждения и красивые описания, за теплую дружбу Кэтрин и Элинор, за прекрасного Генри Тилни и остеновские истины, которые неизменно хорошо ложатся на душу.

Раскрытия романтической линии мне не хватило, но это не ощущается как страшный недостаток. Я повстречалась и с очень приятными для меня героями, и с теми, кто раздражал до бешенства, ну а отдельный персонаж здесь — аллюзии на госпожу Анну Радклиф и ее знаменитые готические истории, с которыми и полемизировала Остен.

Даже будучи большой поклонницей готического жанра, я вместе с Остен смеялась над показанными ею клише и считаю очень интересным то, как ярко она продемонстрировала издержки романтических традиций через пародийную форму, позволяющую переосмыслять самые разные художественные концепции.

Telegram: literalina