Больше рецензий

30 ноября 2023 г. 12:09

105

5 Всё тайное становится явным

"Реликвия" предстала передо мной литературной синусоидой, разделённой на три части: Португалию, Восток и вновь Португалию. Почему синусоидой? Потому что первую и третью часть было читать очень легко, а вот на второй, где действия максимально близки к религии, я застрял.

Главный герой - мальчик Теодорико - попадает на попечение к богатой тётушке, которой ни при какой ситуации нельзя говорить нет (первый акт - ружьё висит). Тётушка очень набожна и чётко намерена воспитывать племянника в парадигме важности божественного, однако Теодорико это совершенно не интересно. Не желая лишиться наследства, он начинает вести двойную игру: когда надо молится, когда не надо - бегает за юбками.

И вот однажды тётушка решает отправить от своего имени племянника в Иерусалим прильнуть к Гробу Господню и привезти настоящие реликвии, дабы уж точно попасть в рай. Казалось бы, вот он шанс, вдалеке от дома повзрослеть головой, но, видимо, люди не меняются, особенно алчные.

Вся поездка является нам бутафорией, где в погоне за наследством искренностью и не пахнет. Подыгрывает в этом и де Кейрош, описывая отдельные сюжетные вставки гротескно. Словно молнией бьёт явившийся во сне к главному герою дьявол, но и он не в силах изменить ситуацию (акт второй - заряд ружья).

Впрочем, справедливости ради, со своей задачей Теодорико справляется - Гроб посещает, реликвии собирает. Возвращается он домой с чувством выполненного долга и надеждой на то, что теперь-то тётушка примет его как познавшего Бога. Но, как известно, всё тайное становится явным. Не обходит стороной эта участь и нашего героя (последний акт - выстрел). Как говорит Теодороко сам Христос: лицемерие бесполезно.

***

Знаете ли вы, что "Реликвия" была в домашней библиотеке Булгакова и по мнению ряда исследователей вдохновила писателя на "Мастера и Маргариту"?

Параллелей между книгами, за исключением сюжета с Понтием Пилатом, не так много, но лично я их почувствовал почти сразу.

Мам, выключи свет!