Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

28 ноября 2023 г. 18:17

4K

5 Подручные вещи

Стереотипы превращают жизнь в цепочку понятных явлений и состояний. Это упрощает жизнь, делает ее удобной и хоронит под очередным стереотипом, потерявшим основание.

Сразу предупрежу о том, что понимаю позицию читателей, которым не понравилась эта книга. Не всех, конечно, но основное понять могу. Но разделить эту позицию не могу.

В целом эта книга меня заинтересовала не только жанром и синопсисом, но и именем автора (до этого я уже читала у него Убыр. Дилогия (сборник) и осталась с достаточно положительными впечатлениями) и тем, что эта книга издаётся в редакции Елены Шубиной (читала несколько книг из этой серии и каждый раз... ну да, вы уже, наверное, поняли, что мне они понравились). И больше всего я рада тому, что в этой ситуации влияли автор и серия, а не только аннотация, потому что она несколько не соответствовала истине.

《Россия, провинция, осень 2021 года.》
Вся осень — это часть ноября, когда начинается эта история, а в основном же события разворачиваются в декабре. Так что не рассчитывайте на что-то по-осеннему уютное, скорее по-зимнему мерзотное.

《Местной власти потребовалось срочно возродить литературный журнал «Пламя».》
Нужно сказать, что политические аспекты тут будут заметнее, чем простое "потребовалось — приказали". Политический след здесь не такой сильный, как в тех же книгах Аси Володиной, но все же присутствует.

《Первокурснице Ане поручают изучить архив журнала — и там, среди графоманских залежей, юный редактор находит рукопись захватывающего триллера, написанного от лица серийного убийцы.》
От "первокурсницы Ани" так и веет чем-то образовательным, вот только Аня отчислилась еще в первой части (книга состоит из десяти частей по весемь глав), из-за чего и пошла работать в журнал. Да и училась она даже не на филфаке или журфаке, так что уместнее было бы сказать о ее юности и непрофессионализме. "Поручают изучить архив" — слишком красивое описание тех процессов. Найти ту самую рукопись помог случай, а сам архив был крысятником с залежами, которые никому не нужны и разбирать всё никто не собирался, только пройтись по вершкам и для атмосферы добавить находки в новые выпуски. Кстати, и "захватывающий триллер" оказался таким же графоманским опусом, который зацепил своей жестокостью.

《А вскоре выясняется, что описанные в тексте убийства — не придуманы: они и правда происходили в городке пятнадцать лет назад, и душегуба тогда так и не поймали...》
Ну не так уж и скоро, да и не сказать, что это "выясняется". Сперва описания убийства узнает дочь жертвы, Татьяна, редактор журнала, и в это же время начинается новая череда убийств. А провести параллели оказалось очень просто, хотя потом они и оказались обычными прямыми с множеством точек пересечения.

《О раскопках в архиве узнаёт автор рукописи — 》
Вообще у меня сложилось впечатление, что он и не узнавал о "раскопках" (то, что в одной из сцен в архиве говорилось о том, что среди бумаг могут найтись мертвые мыши, делает это описание немного забавным:D), а просто узнал об открытии журнала и пришел к верным выводам, но опоздал из-за (сейчас будет смешно) дезинфекторов, которые пришли травить мышей, о которых говорилось выше. Вопрос "а чего ж он не вспомнил об этой рукописи раньше?" останется актуальным и после чтения этой книги, но без нее и истории бы не было, по крайней мере большего ее объема.

《— и теперь давно затаившийся маньяк должен выбрать, чего он хочет больше: покоя, который может нарушить Аня, или литературной славы?》
Про литературную славу речи вообще не шло, он вообще пытался выкрасть эту рукопись. Покой Аня тоже не могла нарушить, она и не пыталась это сделать до последних частей, но это уже история о том, как доведенный до предела начинает защищаться, тем более основную детективную работу делал Паша, другой работник журнала.

Да и вообще после чтения этой аннотации я ждала того, что тут будет о том, как плохие журналисты прятали правду от полиции (почему-то же Аня стала опасной) ради сенсации. Есть ли что-то подобное здесь? Ну если то, что до полиции было не дозвониться, считать за утаивание правды, то да. Но тогда и полиция утаивала часть инфы и от самой себя, потому что один вечер на беззвучке стоил жизни одного полицейского и, вот честно не считала, но чего-то вроде четырех последних частей, которых могло бы не быть.

Нужно же было предупредить о том, что 18+ стоит не только из-за обсценной лексики, но и из-за уровня жестокости (например, тут кое-кому на лицо поставят гирю; вес гири не уточняеся, но он оказался достаточно велик для крайне быстрой смерти). Не скажу, что жести чрезмерно много (по крайней мере трупы находили достаточно быстро, если понимаете, о чем я), но она есть. Про маты скажу только то, что, на мой взгляд, они выглядят достаточно уместно во всех тех обстоятельствах.

А так-то это реально по большей мере триллер с детективной линией. Очень эмоциональный и впечатляющий триллер с отличной детективной линией, которая отыграла свою партию достаточно хорошо.

Открытые концовки еë возмущали, а слитые – бесили.

Ответов на все вопросы в финале не будет. Нужны ли они вообще в таком случае? В целом да, нужны, но история смотрится вполне неплохо и с частью ответов.

Тоже могу сказать и про ✨тот самый финальный монолог злодея ✨ , которого здесь не было. С одной стороны это хорошо, ведь этот ход часто делают "пошло", с другой стороны это бы очень помогло понять, где точнее искать некоторые ответы. Такую же ситуацию недавно наблюдала и в другой новинке русской литературы, Алекс Рауз - Котерия. Пристанище заблудших , и хоть пока рано говорить о том, что это тенденция (забивать на монолог и раскрытие злодея), но с тем, что уже не первый подобный исход, поспорить не получится.

Если ж искать что-то похожее по сюжету, то на ум приходит Валентина Назарова - Перед рассветом . Плюс обе книги я слушала в аудиоформате, в одном случае был аудиосериал, в другом же потрясающая игра одного актера, Ильи Дементьева, который создал своеобразный аудиосериал, так что эти истории похожи еще и в этом плане. Также у них схожая и атмосфера, мрачно и в стиле "чем дальше в лес, тем больше дров", но в целом можно говорить о том, что у всех историй, которые были упомянуты здесь, похожая атмомфера с поправкой на жанр.

В общем, минусы есть, но есть и плюсы. И мне эта книга понравилась, поэтому определенно советую ее

Книга прочитана в рамках флэшмоба "Выбор читателей", игры "Меню" в 《Уютной кофейне》, игры "Замок во тьме" в клубе 《Тьма наступает》 и игры в 《The Orilium Academy》