Больше рецензий

ellebooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2023 г. 18:48

1K

3 Спойлер

Это было ужасно! Нет, не с литературной точки зрения. С этого ракурса всё с точностью до наоборот - данная книга это нечто совершенно фантастическое.

То, как она написана автором, каким языком, в каком великолепном и роскошном стиле! А какую потрясающую работу проделала переводчица - Надежда Александровна Коган! Это же просто нечто феноменальное, по другому и не скажешь.

До какой степени живописен этот текст! Без шуток - Гюго в этой книге проявил себя не только писателем, драматургом и философом, но и самым настоящим художником. Посредством слов он смог нарисовать Париж настолько тонко и реалистично, что город ожил. Ожили его улицы и районы, здания, площади, замки, церкви и соборы. Огромный пласт истории развернулся перед глазами, подобно древнему свитку, проявился и исчез, схлынул, послушный строчкам обычного печатного текста.  Это ли не чудо?
Я читала, и у меня мурашки бежали по коже.

Слитный гул, обычно стоящий над Парижем днём, — это говор города; ночью — это его дыхание; а сейчас — город поёт. Прислушайтесь же к этому хору колоколов; присоедините к нему говор полумиллионного населения, извечный ропот реки, непрерывные вздохи ветра, торжественный отдалённый квартет четырёх лесов, раскинувшихся по гряде холмов на горизонте подобно исполинским трубам органов; смягчите этой полутенью то, что в главной партии оркестра звучит слишком хрипло и слишком резко, и скажите — есть ли в целом мире что-нибудь более пышное, более радостное, более прекрасное и более ослепительное, чем это смятение колоколов и звонниц; чем это горнило музыки; чем эти десять тысяч медных голосов, льющихся одновременно из каменных флейт высотою в триста футов; чем этот город, превратившийся в оркестр, чем эта симфония, гудящая, словно буря.


Если бы можно было разделить книгу на две почти равные половины, и назвать их разными именами, то первую часть, посвящённую не столько сюжету, сколько городу, его истории и архитектуре, я бы без сомнения назвала одной из лучших книг, которые мне доводилось читать. Но, увы, содержание и сюжет второй части, там где на авансцену выйдут герои и сыграют свою мрачную трагедию - я никак не могу приветствовать с тем же восторгом и воодушевлением. Она, эта вторая часть, вынула из меня всю душу. 

Конечно, заранее я более-менее приблизительно знала что в этой книге будет происходить, чего вообще от неё следует ожидать. Когда речь идёт о таких легендарных историях, то большинство людей, даже не читая оригинал, всегда знают каков будет общий рисунок сюжета. К тому же когда-то очень давно я с удовольствием смотрела мьюзикл, поставленный по «Собору Парижской Богоматери». Поэтому сказать, что произошедшее стало для меня абсолютным сюрпризом никак нельзя, это будет неправда. 

Но одно дело воспринимать эту историю как общую схему - вот жила-была цыганка по имени Эсмеральда, и трое мужчин сходили по ней с ума. Первый был безобразен лицом, но прекрасен душой - Квазимодо. Второй был хоть и прекрасен лицом, но обручён и несвободен - молодой красавец-офицер по имени Феб. И третьим был священник Фролло, впавший в грех, когда его обуяла страсть к Эсмеральде. Закончилось всё плохо.

Если смотреть на это вот так, а тем более обернуть эту идею в музыку, прописать её возвышенными текстами и украсить, преобразить яркими костюмами и декорациями - как хорош будет этот сюжет! Да, его драматический узор, безусловно, будет очень трагическим и тяжёлым. Но в этом и будет заключаться его основной смысл. Эта предрешённость - судьба, рок, да и всё остальное в этой книге, даже в самой её задумке - всё в ней будет выглядеть закономерным и оправданным.

Так было и для меня. Но ровно до того момента, как я открыла книгу.

Дело в том, что когда страница за страницей, шаг за шагом «проживаешь» с героями их жизнь, и без того непростую, трудную, полную горестей и испытаний - тогда все эти мрачные повороты сюжета, все эти «предрешённые» концы уже совсем не кажутся закономерными и оправданными.

Когда всей силой души жаждешь, желаешь, чтобы невинные персонажи спаслись, чтобы негодяи были наказаны, а этого не происходит - это воспринимается как нечто неправильное и болезненное. И это чувство ново, даже если сюжет тебе был известен заранее с самого раннего детства. Это просто становится не важно - ты вот только что прожил эту историю, прошёл этой дорогой, воздух этого мира ещё наполняет твои лёгкие. Как абстрагироваться от своих искренних чувств и мыслей в этот момент? Есть такие читатели, я знаю. Они умеют демиургами парить над всем происходящим, не окунаясь в жерло каждого встреченного по дороге вулкана. Но я не из их числа, и мне в таких сюжетах приходится несладко. Так случилось и здесь.    

Тем более, что, как выяснилось, очень многое в оригинале оказалось немного другим, не таким, как я привыкла всегда об этом думать. 

Самое большое и главное отличие - Эсмеральда. Я всегда раньше думала о ней, как о молодой женщине, роковой красавице. Как о знойной цыганке, которая кружит голову мужчинам своей невозможной красотой. Но текст же открыл совершенно иной портрет и нарисовал её совершенно иными красками!

Эсмеральде, оказывается, было всего-то 16 лет! Совсем ещё ребёнок, всего на три года старше Джульетты. Нежная и юная, первый весенний цветочек. Очень чистая, добрая и честная душа, наивная и доверчивая девочка. Похищенная в раннем детстве у своей бедной матери. Впервые в жизни влюбившаяся без памяти в «рыцаря», который героически спас её от нападения огромного страшного монстра. 

Квазимодо, оказывается, наоборот, вовсе не был ангелом, заключённым в темницу своего гротескно-искорёженного тела. Его чувства к Эсмеральде проявили в нём несвойственную прежде мягкость, но в начале книги он вполне был способен и на насилие, и на нападение, и на прочие злодеяния. В нём жила озлобленность. Даже если это был результат того, как к нему всю жизнь относились окружающие - он совсем не был безобидным добряком, который только выглядит как монстр, а на самом деле мухи не обидит. Ещё как обидит.

Красавец-Феб, как внезапно выяснилось, Эсмеральду вообще никогда в жизни не любил, даже не был близок к этому чувству. Так же, как и Фролло. Мало того, что священник оказался ещё большим негодяем, чем можно было себе вообразить, так ещё его грязная и подлая любовь  - это и не любовь была никакая вовсе. Просто одержимость слетевшего с катушек маньяка.

В итоге дуэт этих злодеев просто взял и сгубил Эсмеральду. Один душу сгубил, а другой тело.

И это финал, о котором я хорошо знала заранее, но примириться с которым, в результате, у меня теперь получается с огромным трудом. Надеюсь лишь, что смогу как-то поскорее забыть эту историю. Пусть время и другие книги как можно скорее сотрут из памяти все детали, оставив после себя только те самые общие линии сюжета.

п.с. Хотя, конечно, забыть о том как бездарно погубили Эсмеральду, у меня уже точно не получится никогда. Сравнивая её с той же Джульеттой - та хотя бы любила и была любима. Так что, при всём уважении к Шекспиру, но вот она повесть, которая оказалась в сто раз печальнее «Ромео и Джульетты». Отыскалась, нашлась.