Больше рецензий

27 ноября 2023 г. 04:51

314

4

- Собор Парижской Богоматери
- Виктор Гюго
- жанр: классика, зарубежная проза
-  640 стр.
<"Любовь подобна дереву: она растет сама собой, глубоко пуская в нас корни, и нередко продолжает зеленеть даже в опустошенном сердце."
<"Один из них – красивая хрустальная ваза, но с трещиной. Налитая в вазу вода вытекла, и цветы увяли. Другой же – глиняный, грубый горшок, но полный воды, и цветы в нем были свежи и ярки."
__________
СЮЖЕТ
История эта большинству более-менее известна, если и не из первоисточника, то хотя бы из поп-культуры.
В средневековом городе Париже когда-то жила молодая цыганка по имени Эсмеральда. С дрессированной козочкой они давали небольшие уличные представления. Но однажды так случилось, что в неё влюбились трое мужчин: красавец-военный, кардинал церкви и угрюмый урод...
Нет. Всё было не так однозначно. Эта история совсем не так проста.
Если вы думаете,  что открыв роман сразу окунётесь в водоворот страстей, то нет. Вас ждёт очень долгое и детальное описание событий, относящихся к главной трагедии лишь косвенно.
В общем, если вы любитель динамичных историй, то вам точно будет не просто.

ПЕРСОНАЖИ
Особое дело - это конечно персонажи. Они  неоднозначны, но как герои романа очень интересны.
Первого из более-менее значимых героев мы встречаем Гренгуара.

Пьер Гренгуар. Поэт, философ, драматург, ученик Клода Фролло. Именно с его неудавшегося спектакля начинается роман. Из-за провала Мистерии, Гренгуар остаётся на улице без гроша в кармане.  Он слоняется по городу, пока не забредает ненароком на "двор чудес " - место обитания нищих и воров. Здесь бедного поэта чуть не повесили, если бы его жизнь не спасла молодая цыганка.
Гренгуар - второстепенный герой, но он сыграет свою роль в романе и именно его глазами мы впервые знакомимся с Эсмеральдой и Квазимодо.

Эсмеральда. Девушка 16 лет, уличная танцовщица. Очень красивая, всегда весёлая, наивная и чистая. Практически все, кто бы ей не встречались в жизни покорялись её красоте и нежному, весёлом нраву. Однако мне она показалась слишком поверхностной особой. Может быть кто-то со мной не согласится, но для меня Эсмеральда - это да, красивая молодая девушка, но совершенно пустышка внутри.

Феб де Шатопер. Тот самый военный, красивый, здоровенный. А на деле обедневший дворянин, изменник и распутник. Эсмеральду покорила внешность Феба, его чин. Но она даже не пыталась осознать кто перед ней на самом деле. И даже когда очевидное предстало перед ней во всей красе, она точно слепо-глухо-немая ничего не воспринемала.

Квазимодо. Звонарь собора. Мало того, что судьба над ним посмеялась при рождении, так еще со временем он совершенно оглох из-за колокольного звона. Наружность имел откровенно отталкивающую, при этом физически был очень силён. Из-за постоянных насмешек и жестокостей со временем тоже озлобился на всех кроме Клода Фролло. И это его глубокое уважение и привязанность к Фролло конечно остожнило весь этот любовный многоугольник. К тому же, как оказалось, Квазимодо и Эсмеральду объединяла ещё и драма их глубокого детства.

Клод Фролло.  Вот он - мой явный фаворит среди героев этого романа. Не потому, что я считаю его каким-то хорошим или симпатичным мне - нет. Просто в нём столько всего намешано, настолько он противоречив, и ужасен, и благороден, и умен, и ужасно глуп, что он мне кажется настоящим.
Фролло - архидьякон Жозасский, опекун Квазимодо, учёный. Он булучи подростком лишился родителей и принял на себя опеку младшего брата. Он очень умён, сам проложил себе дорогу к иерархии высоких санов духовенства. Он безумно любит своего брата, к сожалению, в итоге избаловал его до безобразия. К тому же, однажды проходя мимо, случайно увидел в люльке подкидышей безобразного ребёнка и не дав совершить над ним расправу (по-любому же порождение беса), забрал его и стал опекуном, назвав Квазимодо. То-есть Фролло не бездушный свихнувшийся монах. Ему ведома любовь и сострадание, и он очень просвещён для своего века. Но так случилось, что он начинает испытывать всепоглощающую страсть к молодой цыганке. Он осознает всю порочность этого влечения. Он понимает, что это чувство разрушит его карьеру и жизнь. Но он не в состоянии себя остановить.

А далее всё приводит к тому, к чему приводит.

АТМОСФЕРА
Наверное это очень характерная черта для такой литературы, но события развиваются ооочень медленно. Автор часто уводит нас в сторону от основного сюжета, рассуждает на различные темы, подробно описывает время, образ жизни, зодчество среднивекового Парижа, сокрушается о том, что настоящая архитектура умирает (это он ещё до хрущевок не дожил).
И всё же эти описания и отступления нельзя пропустить, потому что они постепенно погружают читателя в нужное время, а некоторые моменты являются даже ключевыми в понимании происходящего.
Да, роман читается неспешно, но постепенно события ускоряются и в конце оторваться уже сложно.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Мне кажется, что в подростковом возрасте я бы точно не осилила такой текст. Мне и сейчас пришлось не просто. Особенно в первой половине романа. Но история всё равно прекрасная и сильно отличается от каких-то "попсовых" интерпретаций.