Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

26 ноября 2023 г. 10:25

392

5 "Нечего спать, когда началась война, иначе можно уснуть вечным сном, не дождавшись, пока она закончится." (с)

Впечатления: Ну знаете как это бывает, не планировал читать книгу, а потом случайно нашёл её в бумаге после нескольких лет поисков, забрал с почты, взял в руки и ... уже читаешь и не можешь оторваться, потому что любимый автор, любимое классическое фэнтези и одна из любимых издательский серий ко всему прочему ^_^ Вот так я и начала читать "Гобелены Фьонавара", хоть Кея и планировала на конец года, но не сейчас и не эту историю. Но просто там с самого пролога на меня дохнуло Толкином и Джорданом, без сомнений именно почитателям циклов этих писателей, стоит присмотреться и к Кею. Я вот обожаю всю эту писательскую троицу - создателя Средиземья и вдохновленных им)))

Стоит только глянуть на главный конфликт трилогии и понятно, что совпадения не случайны) Ибо некогда собрались все расы вместе - и люди, и гномы, и альвы, и в великой битве победили темного бога Ракота Могрима, который хотел поработить Фьонавар, заковали и заключили навечно под горой. Ну как бы напоминает если не Саурона Толкина, то уж Тёмного Джордана точно ^_^ Кстати, ещё одно сходство - у Толкина мир завязан на песнях Илуватара, у Джордана крутится Колесо времени, а у Кея - ткется Гобелен великим Ткачом. Понятное дело, со временем история стала легендой, сторожевые камни ослабели и Ракот Могрим вырвался на свободу. Тут стоит сказать о построении мира - оно довольно любопытное. Фьонавар - первый из миров, но он соприкасается с другими мирами, тоесть возможно даже и со Средиземьем, кто знает ^_^ Так что теперь Тёмный решил исправить свои ошибки и захватить не только Фьонавар, но и все миры, чтоб уж наверняка. В общем, мироустройство у Кея вполне стандартное и знакомое для классического фэнтези. Но это как по мне не минус, а лишь один из признаков жанра) Мне даже интересно читать о всех этих вариациях Тёмных и здесь он реально один из самых жутко-мерзеньких.

Это первая работа автора, поэтому я была готова к тому что "Гобелены Фьонавара" покажутся мне слабее и наивнее, чем прочитанные ранее более поздние работы. И действительно - взять, например, завязку всей этой истории. Она довольно нелогична, и её стоит просто принять на веру, иначе останется только бесконечно придираться к происходящему))) Начинается всё в университете Торонто, прям везло мне с университетской тематикой в октябре, с конференции о кельтской мифологии. Подходит к 5 "друзьям" Полу, Кевину, Дэйву, Кимберли и Дженнифер один из ведущих докладчиков - приятный пожилой мужчина со своим ассистентом-гномом (почему-то никого это не смущает) и предлагает совершить с ним путешествие на "выходных" в другой мир))) Ну всего лишь смотаться на королевский праздник, развлектись, себя показать и вернуться обратно... кто бы отказался?) Вот и 5 главных героев такие, а чего бы нет? Может, конечно, он сумасшедший, так просто посмеёмся, а если волшебник, то другой мир посмотрим ^_^ Ну ок. А то что ради только их развлечения никакой волшебник не будет мотаться между мирами и тратить силу, об этом они не подумали -_- В общем, завязка сюжета спорная, но если смириться и просто читать дальше, то от книги было не отлипнуть)))

Мне понравилось практически всё: и персонажи (все 5 главных героев вышли у автора запоминающимися и совершенно непохожими, про героев из Фьонавара вообще молчу, они замечательные), и не простые отношения между ними (здесь не построено всё на любви и дружбе, хотя они есть, вспомнить хотя бы о сложных взаимоотношениях сыновей короля - братьев Айлерона и Дьярмунда, кажется они ненавидят друг друга, но стоит присмотреться...), и ход сюжета (события сменяли друг друга, истории героев сплетались со все новыми), и мир (главным героям пришлось поездить по Фьонавару, так что читатель может посмотреть самые разные локации, а посмотреть тут есть на что!), и то как это написано (увлекательно, иногда с юмором, иногда с долей трагичности, героев автор не щадит - кровь будет литься, и да, пафос Кей любит, но я тоже люблю возвышенное и пафосное повествование как в легендах).

Отдельно из того что мне понравилось хотелось бы отметить:

- Уже в этой своей первой работе Кея проявилось то за что я очень люблю этого автора - то насколько тщательно и красиво он ткет свой мир. То насколько красивые, печальные и запоминающиеся легенды рассказывает. Ну не трагичная ли судьба выпала Лизен Лесной и Амаргину Белая Ветвь, бессмертной и смертному, которые встретились однажды в волшебном лесу? И ещё трагичнее то, что даже спустя тысячу лет они не могли обрести покой... То как развернулась их история в финале этой трилогии было великолепно. Вот за именно такие же истории я полюбила и Джордана ^_^ Не каждый автор умеет создавать подобные легенды для своего мира.

- Мне понравилась задумка автора, что душа - она одна и та же, бессмертная, но в каждом времени обретает новое тело и новую память, но её суть всё ещё хранится где-то там, глубоко.

- Мне надоело читать в других книгах о жестоких, несправедливых богах, которым наплевать на людей. Поэтому мне понравилось как описал богов и их детей Кей здесь, во Фьонаваре. Они могут быть милосердны, хоть и не должны вмешиваться в ткань Гобелена, который ткет великий Ткач. Но всё же они не оставили людей, они являются им, дают подсказки и когда могут приходят на помощь. Мне было очень приятно и тепло хоть в одном фэнтези встретить таких богов, лояльных немного к человечеству)

- Как же приятно было ловить по всей истории отсылки Кея к легендариуму Толкина! Король под горой, эльфы, уплывающие на Запад, встреча смертного, хотя и не совсем, Ланселота с эльфийкой Лейзе в туманном лесе Данилота... И тут важно отметить, что это не было бездумным копированием, совсем нет, Кей так уместно разместил эти эпизоды и так красиво их написал, что это может быть лишь данью уважения и любви к Средиземью. Возможно, оно - один из миров этой Вселенной, ну раз Фьонавар существует параллельно с нашей Землей *_*

- Насколько же великолепно Кей описывает битвы! Это чистый эпик до мурашек. А гибель персонажей, к которым за более чем 1000 страниц ты успеваешь искренне привязаться, просто разбивает сердце.

- В этой истории столько замечательных героев! Айлерон, Лорин, Джаэль, Финн, Шарра, Брендель, Айвор. Но принц Дьярмунд - украшение этой трилогии! Яркий, непостижимый, обаятельный, смелый и циничный. Признаться в начале я даже думала, что он может оказаться главным злодеем в королевском замке ^_^ Для этого у него были все предпосылки и все возможности, да он даже мог занять трон в обход старшего брата, если бы только захотел. Но в том то и дело, что по итогу Дьярмунд оказался намного лучше, чем можно было подумать. Меня прям тронула его линия судьбы и его трагичная любовь. Уж кого мне было жаль до слёз, так это принца Дьярмунда.

- Если же говорить о самом-самом моем любимом персонаже, то, конечно, это серый пёс Кавалл. Ещё с момента битвы его с волком у Древа Жизни, когда он защищал Пола, моё сердце было отдано ему. Спасибо автору за этот образ самого преданного Друга человека! Он ярко и трогательно прошел через всю книгу.

"Однако он ошибался: пес выстоял.
Пес тоже слышал крик Пола; не имея сил хотя бы поднять голову в знак того, что слышал его, он все же сумел обрести поддержку в его словах, с таким трудом произнесенных потрескавшимися устами, ибо в отчаянном этом призыве заключалась та же чистая светлая сила, что жила и в душе самого пса. И, оглянувшись назад, вспомнив свое давнее прошлое, всю историю своих бесконечных побед и поражений, серый пес в последний раз вышел навстречу волку с таким твердым намерением выстоять и победить, что земля содрогнулась, когда они с налету попытались сокрушить друг друга.
<...>
Пес едва держался на ногах, дышал хрипло, со свистом, и было больно смотреть, как тяжело вздымаются и опадают его окровавленные бока. Жизнь едва теплилась в нем; кровь из бесчисленных ран так густо покрывала его тело, что невозможно было найти ни клочка незапятнанной серой шерсти.
И все-таки он был жив! И даже сумел подойти – правда, с огромным трудом, то и дело останавливаясь, – и посмотреть на Пола, подняв свою истерзанную морду навстречу светлой своей помощнице-луне, появления которой он так ждал. И в этот миг, глядя на серого пса, Пол Шафер почувствовал, что его собственная, растрескавшаяся от давней боли и будто высохшая душа вновь приоткрывается навстречу любви."

- Ярких, врезающихся в память эпизодов, в этой истории множество. Но у меня любимыми стали три: момент суда в гномьем королевстве под горой, когда я ужасно волновалась за Мэтта, и момент, когда главные герои плыли к последней битве по реке на призрачном корабле, и разрезая ткань времени, увидели прекрасный оживленный и людный город Гвирот, стертый воинством Тёмного тысячу лет назад... И ещё когда войско накрыла ужасная тень огромного дракона Ракота, и против него в небо взлетел изящный крылатый единорог Имрат с мальчиком на спине. Прекрасные сцены!

"Он увидел тень, почувствовал ветер и понял, что именно появилось здесь, сейчас, в самом конце, и почему тогда, во сне, к нему явилось это существо, и что их конец настал.
Он не заколебался, не повернулся, чтобы попрощаться. Он уже был слишком далек от подобных вещей. Он слегка шевельнул руками, и Имрат прыгнула в небо навстречу Дракону.

<...>

Вот как случилось, что солнце и полнеба закрыла тень над полем боя на Андариен. Что армии Света и Тьмы одновременно упали на колени, сбитые с ног сокрушительной силой ветра от крыльев Дракона. Что огонь сделал черной пустынную на многие мили вокруг землю Андариен, превратив ее в длинную тлеющую полосу.
И вот как случилось, что Тэйбор дан Ивор вынул свой меч, и сияющее существо, на котором он сидел, поднялось в воздух и стремительно замахало крыльями и понеслось вперед, несмотря на ярость этого ветра. Они вознеслись, оставшись только вдвоем в самом конце, как было известно им обоим с самого начала, и парили в потемневшем воздухе, сверкающие, отважные, до боли маленькие, прямо на пути Дракона.
На земле внизу, сбитый с ног ветром, стоящий на коленях Ивор дан Банор лишь на мгновение поднял взгляд, и образ его сына в небе навсегда врезался в его память. Он отвернулся и закрыл лицо окровавленным рукавом, потому что не мог вынести этого зрелища."

Я не разделяю "Гобелены Фьонавара" на 3 тома, для меня это единый роман, поэтому хочу отметить "спорные моменты" всех трёх частей:

- Артуриана, она выпрыгнула совершенно неожиданно))) Хотя если учесть, что тут и Дикая охота, и кельты, и скандинавская мифология, и библейские отсылки, то как бы ладно. Неожиданно, в общем целом смотрится любопытно, но... все же но. Присутствие "артурианской троицы" показалось мне лишним, особенно, после того как из-за них погиб мой любимый персонаж -_-

- Галадан. Я так и не поняла мотивации этого персонажа. Ну в смысле он решил уничтожить мир и всех в нём живущих, потому что ему было отказано в любви? Причём тут мир? Все остальные? А когда всё будет уничтожено, погибнуть вместе с ним или перебраться в другой мир? При этом мне был любопытен сам персонаж Галадана, он злодей, но из тех, за кем реально интересно следить.

- Вторая часть, самая середина, как по мне немного "провисла". И честно говоря меня стало удивлять, почему пятёрка главных героев должна обязательно играть какую-то важную "роль", почему каждый из них должен оказаться избранным, почему кого-то нельзя было оставить просто обычным человеком. Автор как по мне заигрался с этой избранностью. А то как он поступил с одним героем, который вроде как был самым обычным и из-за этого страдал, на фоне своих то героических друзей, я прям Кею не могу простить -_- Это было несправедливо, а ещё удобно автору - избавиться от "бесполезного" персонажа.

- Система магии мне показалась спорной. Вся эта связка Маг - Источник. Автор не объяснил понятно, как маг выбирает себе источник, и почему один маг сильнее другого, если их источники обычные люди или гномы без способностей. Да и вообще какой тогда смысл в маге, если он может использовать свою силу только в присутствие источника, это смотрится тогда как-то жалко. Да и к тому же почему маг не может после смерти источника взять другого? Человек же в любой момент может умереть, от простуды, например. Смысл тогда магу столько лет и сил тратить на обучение, чтобы потом потерять источник... и всё?

- Где в финале хоть слово про Шарру? Про то как она пережила свою утрату?:( Разве она не была достойна упоминания, эх...

Итого: Я была готова к тому что этот первый цикл автора может быть чересчур "классическим" и поэтому не понравится. Но совсем не была готова насколько же меня захватили "Гобелены Фьонавара"! Конечно, тут есть спорные моменты. Поэтому оценку я сначала снизила на балл. Но... я люблю Кея, люблю как он пишет, люблю его сюжеты и персонажей, поэтому даже такая его "слабенькая" трилогия всё равно смогла тронуть сердце. А после финальной битвы, которую невозможно было читать без слёз, все недостатки этой истории для меня исчезли. Всё равно, в любимое.

"– Я никогда не думал, – сказал он очень тихо, – что проживу так долго. Возможно, повезло тем, кто не дожил до этого дня.
– Возможно, – мрачным эхом откликнулся Ивор. – Грядет большая война.
– А найдутся ли среди нас Реворы, Коланы, Ра-Термейны или Сейтры? Или, может быть, у нас есть другие Амаргин и Лайзен? – В голосе Герейнта слышалась боль.
– Нам придется найти их, – просто ответил Ивор. "

картинка KatrinBelous
П.С. случайно вычитала, что в романе Гай Гэвриел Кей - Изабель можно узнать о дальнейшей судьбе Ким и Дэйва. Теперь это следующая книга в моем списке на поиск и покупку в бумаге ^_^