Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

25 ноября 2023 г. 17:29

381

5 От эгоиста до настоящего художника

Давно я так не переживала за героя, а моё отношение к нему сменилось на диаметрально противоположное. Роман - настоящая классика, грустное жизнеописание творческого человека.
Роман состоит из пяти частей.
В первой - Стефен Десмонд - выпускник Тринити-колледжа, бакалавр на последней практике в Лондоне. Стефен увлекается живописью и после практики едет развеяться в Париж, заодно и поучиться искусству у мастеров.
Наблюдая за самонадеянным человеком в семье и на первом году парижской жизни, я уже мысленно расписала дальнейший сюжет и расстраивалась заранее. Конечно, с отцом Десмонда что-нибудь случится, на ветреную мать надежды нет, а этот эгоист всех бросит в трудном положении и смоется. Семью священника я представляла себе беднее. Однако, автор приятно удивил меня. Да, Стефен расплевался с семьёй и уехал, но их положение было не таким уж безнадёжным. Понравился прямой отец Десмонда. Да, он не понимал искусства сына, но с радостью помогал ему, чем мог. Пожилой священник и с годами не изменился.
Вторая и третья части - это путешествие Десмонда по французской и испанской провинции. Кронин показал несколько путей для художников. Со средствами можно мазюкать миниатюры для баловства. Без средств, но с другой профессией, можно постигать искусство на пенсии, или не рассчитывая на него, как на заработок. Можно бунтовать, ругать всех и вся. Можно опуститься, утонуть в пристрастиях и сгинуть в нищете. Можно уехать в глушь постигать жизнь и учиться наблюдательности. В первой части Стефен не видел мира дальше собственного носа, и эта тяготящая узость в тексте чувствовалась. Сам хлебнув одиночества, отстрадав неразделённой любовью, Десмонд в Европе обрёл широту наблюдательного взгляда, повзрослел. Очень меня порадовало, что от него никто не зависел, и от своих промахов страдал только он сам.
Кронин как-то мягче, снисходительнее описывает иностранцев, зато не жалеет своих соотечественников. В четвёртой части романа Десмонд работает недалеко от дома, в пятой и заключительной - живёт в лондонских трущобах. Из англичан только к отцу-священнику и к Дженни автор остаётся бережным. Сестре Стефена Каролине достаётся авторская язвительность за неоднократные сетования, что после Первой мировой невозможно найти нормальной прислуги.
Со временем действия у меня тоже неувязка вышла. В части о Десмонде выпускнике упоминались автомобили и кино. Я тут же решила, что время - 1920-е, и недоумевала, почему англичане и французы такие беспечные. Где ошеломлённость в поведении? Оказалось, что мир ещё находится в стадии непуганых идиотов. Помогло расставить все точки над I упоминание картины Модильяни "Виолончелист". Основная часть романа - до августа 1914-го, а кульминация в 1920-м. По велению автора Десмонд обошёл вниманием и своим присутствием Первую мировую.
Грустно было наблюдать его труд над пятью панно в зале мира провинциального городка. Актуальнейшая тема, но искусство не предотвратит и не остановит войны. Мелок масштаб, эти картины нужны были в другом месте и для другого времени. Слишком масштабно для городка, его жителям быстро бы надоела непонятая экспозиция. Лицемерие буржуазных горожан боролось с отвращением к ним автора. Перед сценой проникновения в зал с картинами я остановилась и долго не могла продолжить чтение. Опасалась, что респектабельные буржуа уничтожат панно на месте, а автор распишет сцену вандализма.
Формулировки в зале суда напомнили процесс над "Любовником леди Чаттерли", даже даты проверяла, но роман написан раньше. Наверняка подобные суды лицемерной цензуры были и до издания книги Лоуренса.
Остаток сюжета после суда воспринимался уже спокойно. Появился ещё один взгляд на искусство, прагматичное мнение хозяйки рыбной лавки. Если отца-священника, кроме денег, беспокоили доброе имя Стефена и слава на выставках, то золовку Дженни интересовала лишь финансовая сторона вопроса, сможет ли Десмонд обеспечить жену.
На хозяйку рыбной лавки с английского курорта автор смотрит не так, как на лавочницу во Франции мадам Крюшо. Одной он позволяет обладать достоинством, другой же оставляет только себялюбие, чванство и жажду наживы.
В общем, как всегда у Кронина получились неоднозначные живые персонажи. Даже второстепенные изображены ярко, каждый со своей оправданной чертой характера или жизненной историей. Отдельная история есть и у искусства. Оправданно ли оно жизнью за чужой счёт? А сколько талантов остаются нереализованными, сколько так и не выстреливают до всеобщего признания?
Начинания Десмонта в художественном искусстве напомнило мне юность главного героя "Бремени страстей человеческих" Моэма. Деталей романа Моэма не помню, но по настроению однозначно Кронин мне ближе. А парижские художественные школы у обоих авторов похожи, Кронин высмеял их владельцев и учителей, которые ничему не учат способных только платить учеников.

Роман прочитан в Школьной вселенной и Игре в классики; ползу в гору в группе "Читаем классику вместе"; ищу ворона и кормлю питомца, подбираю хвосты в "Клубе любителей ёжиков"; украшаю Апрельск и возвожу новостройку в "Книжной стране"; брожу в обоих Хогвартсах и Доме тишины, изучаю личность художника Томми Миллигана в "Белой сове".