Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

24 ноября 2023 г. 13:44

195

2

Детективный жанр со свойственными ему дешевыми „ужасами“ и „тайнами“ широко распространен на Западе и является типичным продуктом тлетворной буржуазной культуры
Из рецензии героя романа Андрюши Рогова на какой-то детектив…

Роман написан в 1958 году. Это не плюс и не минус к роману, это просто факт. В этом году не было написано мировых шедевров, они пишутся не каждый год. Просто немало достойных книг.
И вот этот «Последний бизнес». Роман представляет интерес только как памятник эпохи. Читать его как художественное произведение – не советую. Но и это наша история.
Хотя история, поданная в довольно узком ракурсе. Я надеялась почитать о жизни, но единственное, что было интересно – упоминание о пластинках «на костях» в компании стиляг, те самые кустарные патефонные пластинки из рентгеновской пленки с записями рок-музыки. И все,пожалуй.

Итак, приморский город. Это важно для сюжета. В городе организуют народные дружины – мобильные комсомольские отряды, которые должны помогать милиции следить за порядком в городе и пресекать все нарушения порядка. Идея вполне в русле направления "постепенного перехода функций государства в ведение общественных организаций"

А нарушений в городе предостаточно. Помимо хулиганов и мелких уголовников, которых много в любом городе, в этом дополнительный лакомый кусок – моряки, возвращающиеся из загранплаваний. А значит привезенный товар, спекулянты и барыги всех мастей. Плюс тлетворное влияние Запада, стиляги и мажоры. И вот со всеми этими безобразиями и будет бороться созданная комсомольская дружина. При том полномочий у них больше, чем нужно, они считают себя вправе и обыскивать, и конфисковывать, и задерживать физически. Руководствуясь только своей правильной точкой зрения.

Идеологически все правильно, соответствует эпохе и не об этом речь. Не будем судить события шестидесятипятилетней давности с нынешних позиций, хотя это часто коробит. Но навязывание установок пропитывает роман.

Удивляет, насколько предвзято и нарочито топорно описаны персонажи. Обаятельный молодой человек по имени Жора – явно будущий спекулянт и барыга. Парень в заграничном джемпере, редактор газеты, публикующий хвалебные заметки о западной культуре, конечно же Валерий, как и его приятель в ботинках на толстой подошве – Анатолий. Не «Валерка» или «Толя», а именно так. То ли дело хорошие рабочие парни с простецкими именами Андрюша, Вася, Николай и Коля Маленький. Чувствуете разницу? Гнильца – она еще при рождении выявилась и нашла отражение в именах. Не верите? – Пожалуйста, девушки по имени Стелла и Кира – из компании стиляг. В противовес им библиотекарша Маша и инструктор райкома комсомола Аня.

Компания хулиганов? – Ну тут и намекать нечего. Хулиганы, они и есть хулиганы, грубят, дерутся, раздают зуботычины направо и налево, никого не боятся, ни от кого не скрываются. В кармане финка, брюки клеш… При свистке милиции трусливо сбегают. Самые отборные эпитеты в их адрес, автор не жалеет яду. Ни о каком развитии характеров речь не идет, если и есть развитие, то только к прямой уголовщине.

Но не только хулиганы и уголовники попадают под стрелы автора. Самые живучие – бюрократы при власти, комсомольские начальники, очковтиратели и карьеристы. «Сколько отрядов дружинников вышли на дежурство? – Двенадцать, только пришло мало народу. Вместо пятерых ходили по двое – Не важно, пиши двенадцать. И вот этих учти. – Я их по другой графе учел. – Не страшно, учти и по этой» . Они живучи как тараканы, они жили и двадцать лет спустя. Они живут и поныне, приписки в общественной работе вечны (Напомнило эпизод из студенческого времени – «Пиши, что провела политинформацию – Я же не проводила… - Будешь выступать, заставлю проводить!»)

Чем дальше читаешь, тем грустнее становится
Явной симпатией автора пользуются простоватые но безусловно честные ребята с прямыми как рельсы взглядами:

- Они отрицают социалистический реализм, пропагандируют буржуазные течения в искусстве. Например, сюрреализм, абстракционизм, модернизм...
Паренек в тельняшке ошеломленно посмотрел на Андрюшу, потом со всего размаха стукнул кулаком по столу.
– Ах, мать честная! Вот гады!.. Да таких в открытом море топить надо, чтобы территориальные воды не заражать.

Круто?
Кстати, упомянутый в начале Андрюша Рогов на критике детективов не остановился. От него попало и Рене Декарту

Один девиз ваш чего стоит: «Я мыслю, следовательно я существую!» Сплошной идеализм разводите! Тоже мне Декарты двадцатого века!

Театральный турнир труппы "КЛУЭДО на гастролях" в компании Вики SantelliBungeys , Тани tatianadik , Наташи thali и Юли Uchilka
+
Марафон игры в Классики

Комментарии


Помнишь, мы с тобой тут обсуждали как писатели именами определяют заранее моральный облик героя?))


Ну вот точно. И примеры у тебя в той рецензии точь в точь бьются с этими...
То есть рождается ребенок. а его ррраз - и Эдиком назвали И пиши пропало! Нет бы Васей.
Вот они сами, авторы я имею в виду, не понимали, как глупо выглядят?

Вдруг вспомнила, как у Маяковского есть Владимир Маяковский - Сказка о Пете, толстом ребенке и о Симе, который тонкий
Но там он по крайней мере не цепляется к имени, как таковому, и выбор обусловлен отнюдь не идейными соображениями. Они четко рифмуются - "Пете пять, а Симе семь, и двенадцать вместе всем"
Там есть милые строчки с совершенно неожиданной рифмой:

Птицы с песней пролетали, пели: «Сима — пролетарий!»

Оля, ну ты как всегда с безупречно подобранными цитатами!
Кстати, с фамилиями тоже "играли", где-то мой любимый Войнович описывал, как отрицательным героям давали фамилии похожие на польские, хотя подспудно читателю было понятно, что они евреи)).


Тоже есть. Хороший герой не может иметь фамилию дворянскую - что это за токарь Шереметьев?, некрасивую - передовик Запупыкин, и уж конечно не космополитическую - Зальцман. А вот простой и честный Горбатов - это пожалуйста....
А по поводу цитат опять вспомнила "Ребро Адама". Помнишь, там ее мужья знакомятся с новым знакомым - "Гольдберг. Вы не против?" - А... - Не обращайте внимания, папа так бездарно шутит"


Да, ты напомнила и я вспомнила. Вот еще:

Говорят, что академик Виталий Гинзбург шутливо вспоминал, как некий партийный чиновник с досадой говорил: «Среди великих советских физиков одни евреи: Иоффе, Ландау, Зельдович, Лифшиц, Франк, Бронштейн, Альтшулер, Мигдал, Гинзбург... Хорошо, что хоть один русский есть — Халатников!» На что ему ответили: «Да, только Исаак Маркович и остался».

Так оно и было )))

Капицу он забыл!


Во, еще вспомнила как мы "Старшую сестру" Воронковой обсуждали, там тоже: хорошая девочка - Зина Стрешнева и плохая мещанка Тамара Белокурова.


Тамара вообще имя отрицательное, положительных героинь и не припомню.
У Бруштейн в "Дорога уходит в даль" хорошие - Маня, Варя, Катя, плохие - Тамара, Зоя, Рита.


Ну, царица Тамара из "Витязя в тигровой шкуре" вполне положительная.)

...

Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.

Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?

Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит.

Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.

...

))


Согласна. Но тут против исторической правды не попрёшь)))


Не, мне такое читать даже ради истории уже не стоит, слишком остро реагирую)


В том то и беда, что истории там нет. Там искусственная картинка с картонными персонажами


Так и поняла по твоим впечатлениям, та литература, которая по идее затеряется во времени...


Ну да, точно не для перечитывания.


Может быть и нет... На  днях читал воспоминания диссидента Валерия Ронкина. Он там ярко описывает, как состоял в комсомольском патруле и они с энтузиазмом гоняли стиляг... ))

Впрочем, увы, Адамов мне теперь совсем не зашел - перечитал его в прошлом году. Слабенько...


Начиналось за здравие, а кончилось, как это часто бывает, за упокой. Комсомольские патрули выродились в группки женщин, выходящих "на дежурство" за отгул. Вспомните "Самая обаятельная и привлекательная". Всё для галочки, всё ради отчётности...


А были ж истинные порывы, была ж настоящая битва за, не побоюсь этого слова, традиционные ценности. Вспоминаем "Старую крепость" (любимую мною в детстве за почти детективный сюжет вкупе со старыми загадками и с инстиктивными судорагами при описании комсобраний на тему "могут ли комсомолка и комсомолец держаться за руки"), и рассказы мамы ей ее мамы знакрмые ну уже позже отчитывали на комсомольском собрании за фильдеперсовые чулки.


Вот согласна, было, была искренность, был порыв. Но все это благополучно потонуло в официозе, канцелярщине и бюрократизме. Впрочем, мы уже это не раз обсуждали...


Я то думал, что пластинки на костях возникли в середине 70х. Я их хорошо помню и даже один раз сам воочию лицезрел эту шайтан-машину для их изготовления)


Там наверное уже усовершенствованная технология была. Обычно пишут, что они появились в эпоху стиляг, а это как раз конец 50-х - начало 60-х


Нет, возникли они гораздо раньше, соглашусь с Олей, это много где зафиксировано, впервые появились в 50-х, еще когда со стилягами боролись.


только, Оля, они там ещё никакой рок-музыки не слушали... не было её ещё
просто модную зарубежную музыку, но и та у нас была исключительно контрабандой((


Значит, джаз...
Ох, страшно было это все читать, хотя ничего такого страшного вроде нет. Даже не страшно - дико как-то. И ведь в это время попали наши родители, у кого-то бабушки и деды, которые тоже были молодыми


наверное, он...
да, некоторые советские книги сейчас производят какое-то ошеломляющее впечатление
хотя всего лишь описывают не самое давнее прошлое, и тогдашние умонастроения в обществе - точнее даже не сами умонастроения, а то, как рекомендовалось их воспринимать подрастающему поколению
У меня одна такая дома есть, лежит, как предостережение... :(
Иван Неручев - Особо сложные дела