Больше рецензий

23 ноября 2023 г. 12:27

366

3 Понаехавшие со своими самоварами

Лесков - один из моих любимых русских писателей, но эта повесть немного разочаровала.

Мне всегда так нравился язык Николая Семёновича, но "На краю света" я читала и плакала буквально. Невозможно продраться сквозь эту староцерковную речь священников, она кошмарна - по пять раз перечитываешь предложение, чтобы хоть как-то до смысла доковылять. А когда добираешься, жутковато становится за этот кромешный русский шовинизм.

Славянофильство Лескова всем известно, но мне казалось, он обычно осторожен и остроумен в своей гордости за своих. Герой этой повести говорит сомнительные речи на голубом глазу, даром что епископ. Возможно, сейчас я внимательнее к таким деталям отношусь, поэтому они в глаза бросаются. Вятский епископ переведен в сибирскую епархию (Иркутск, написано в комментариях) для насаждения православия. Не секрет, что коренные народы в той области - буряты да эвенки. Понаехавший епископ нашел очаровательный термин для них - "местные инородцы". Понятно, что речь о вере в данном случае, но это не намного снижает градус абсурдности словосочетания. Они - местные, тут родились, тут воспитаны в вере своих отцов. Ино-родец в данном случае - епископ со всеми своими православными крестами. Но его сие не смущает. Будет произнесено множество речей в пользу православия в ущерб шаманам, "ламам" и богатому, агрессивному буддизму. Такую бредовую мешанину в понимании шаманизма и буддизма редко встретишь, но, допустим, в повести это не главное. Хотя раздражает.

В целом суть истории как раз не самая плохая и даже нельзя её назвать православной агиткой. В итоге ведь главный герой приходит к тому, что веру нельзя ... всучивать, в этом просто нет смысла и пользы (ни богу, ни человеку). Худо-бедно Лесков пытается донести свою идею, что бог есть в каждом сердце, он един и даже если некие отсталые народы называют его иначе и делят на персоналии, то всё равно он один, христианский, православный, вот этот, созданный русским духом (Лесков же не столько с шаманами борется, сколько с католиками, с западным образом бога). И самое главное - не насаждать его силой и давлением. А смириться с тем, что другие чувствуют "правильного" бога, но называют его не так. Вообще отличная идея. Каждый верит в своё, и думает, что другой тоже в это верит - тишь да гладь. Лишь бы детали не стали выяснять. К концу повести епископ приходит к истинному пониманию миссионерства - не лезь к другим; если бог поселится в твоем собственном сердце, значит он поселится везде.

Что меня еще сильно расстроило в этом тексте, так это отношение героя (и Лескова, наверное) к коренному населению, выраженное словами. То есть проблему бога он кое-как решил, а вот шовинизм при нем остался всё равно. Местных он иначе, как бедными и убогими не называет. И речь-то у них немногословная, едва языком можно назвать. И символизм им недоступен. И ум их жалок. Искренне считают, что - кого обидел, у того и прощения проси", а дотумкать до великой силы индульгенций никак не могут.

Вот он тебе тычет орстелем в снег да помахивает, рожа обмылком – ничего не выражает; в гляделках, которые стыд глазами звать, – ни в одном ни искры душевного света; самые звуки слов, выходящих из его гортани, какие-то мертвые: в горе ли, в радости ли – все одно произношение, вялое и бесстрастное, – половину слова где-то в глотке выговорит, половину в зубах сожмет. Где ему с этими средствами искать отвлеченных истин, и что ему в них? Они ему бремя: ему надо вымирать со всем родом своим, как вымерли ацтеки, вымирают индейцы…

Ужасные слова. Это же фашизм чистой воды. Как язык поворачивается только. И разве последовало осознание у епископа? Нет. Только чуть позже, когда этот обрубок жизнь священнику спасёт и мордой будет называть, вдруг мелькнет мысль:

«Мордою» его я, разумеется, не обижался, потому что не до амбиции мне было в это время, да и, повторяю вам, у них для оттенка таких излишних тонкостей, чтобы отличать звериную морду от человеческого лица, и отдельных слов еще не заведено.

То есть "рожа обмылком" это у нас высокий стиль и духовное воспитание, а "морда" - нет тонких оттенков и отдельных слов. Собственно, когда кочевник этот спас епископа, так тот и красоту лица в нём узрел. Как мало надо для роста, оказывается. Всего-то священническую задницу спасти. Красота, как и уродство, в глазах смотрящего. Таки еще немного бога надо бы поискать в сердце. Для любви к ближнему. А то ведь рассказ написан всё-таки для сравнения западного и русского миссионерства - мол, мы с душой подходим, а те утилитарно и как попало. По сути же получилось, что миссионерство возможно только личное. Когда сам себя к богу приводишь. А иного не дано.

Комментарии


Это же фашизм чистой воды. Как язык поворачивается только.

В то время не было понятия фашизма и не было... скажем так, опасения, что за подобные высказывания кто-то осудит. Называлось это "бремя белых", и не важно, англо-сакское оно или русско-имперское. Потребовалось время, чтобы осознать, насколько подобные идеи... скажем так, не соответствуют человеку духовному и культурному.


Не время потребовалось, а люди с другой системой ценностей. И эта система выросла в тех же условиях, что и "бремя белых". Дело же не в страхе перед осуждением за идеи. А в самой идее, допускающей, что есть "недоразвитые народы" (И не только народы, но и сословия)

Лесков тут открыто заявляет, что отсталая (на его взгляд) народность должна "вымирать" по законам природы. Это не в культурном слое провал, а в области человечности.


В то время судили не только народы, но и сословия, классы, социальные группы... Всё и всех. "Отсталые" народы, расы (те же негры), рабочие на заводах (которые, с точки зрения господ либералов, и не люди вовсе), "тупые" и "ленивые" крестьяне, не способные понять "высокую" культуру... Я не защищаю Лескова, просто вы осудили его по принципу "фашизм, как же так?!" А это не фашизм, а обычное мировоззрение образованного человека 19 века. И люди с другой системой ценностей, о которых вы говорите, не просто так появились. Потребовалась идейная борьба, потребовалось доказывать свои убеждения.


Да судят до сих пор, просто речь не об отношении общества к чему-либо и оценке этого с точки зрения морали общества.
Речь о том, что мораль общества, которое состоит в данном случае из образованных людей 19 века, вроде Лескова, это обыкновенный шовинизм, фашизм и так далее. То, что не существовало термина, не значит, что не было явления. И если не возмущаться этим явлением, то и другая система ценностей не сформируется. С чего бы? Если всё обычно и нормально. Чтобы началась идейная борьба, надо увидеть и понять, что высказываемые Лесковым "обычные мысли" это ужасные мысли, неправильные и ненормальные, от которых один шаг до геноцида.


Почитал комменты.
И в ваших комментах и у Виктории, есть своя правда.
И всё же.. ошибочно ретроспективно привязывать сегодняшние понятия и чувства, к прошлому времени.
Этот буквализм невилирует тени и нюансы чувств.
Разумется, для нас сегодняшних , мысли гг повести - это ужасно. Но это не фашизм.
В каждом времени есть свой климат мыслей и чувств, свой инфантилизм, своя.. дебильность.
Если человек ест животных и носит меха и кожу, это не значит что он ненавидит жмвотных или потворствует их исстриблению.
И в гражданских войнах всех времён было то, что порой не снилось и фашизму. Но это не фашизм.
И ребёнок отрывающий крылья у бабочки, это не будущий маньяк.


Вот и я пытаюсь сказать об этом, но, похоже, косноязычие мешает.


Вот-вот, Лесков тоже тени и нюансы различал. Рожа обмылком от духовного лица и морда от эвенка - в одном случае тонкое наблюдение обычного интеллектуала своего времени, в другом темное сознание, не умеющее различать животное и человека. И даже не допускается мысли, например, о развитии этого сознания. Нет. Только о вымирании.
Из понятий прошлого вырастают понятия (и события) настоящего, не вижу смысла говорить о терминах. Можно назвать это хоть аквалангом, но по сути отношение героя к коренным местным жителям является шовинизмом, эвенки принижаются, их вера уничтожается, их обычаи не рассматриваются как обычаи нормальных людей.
И надо же... Сколько коренных народов Севера исчезли, как не было? Сами? (прав Лесков, закон природы) Или помогли? (и это человеческий фактор, уничтожение группы людей по идейным или материальным соображениям).
Беда в том, что шовинистические идеи никуда не деваются, ни с каменного века, ни с 19-го. Может, именно потому что к ним относятся как к обычному мировоззрению? А куда они денутся, если каждое следующее поколение будет отмахиваться от них, как от нюансов прошлого? В итоге они только крепнут.


Беда в том, что шовинистические идеи никуда не деваются, ни с каменного века, ни с 19-го. Может, именно потому что к ним относятся как к обычному мировоззрению? А куда они денутся, если каждое следующее поколение будет отмахиваться от них, как от нюансов прошлого? В итоге они только крепнут.

Очень согласна с тем, что вы написали. Раньше, возможно, отметила бы (про себя), что всё же не надо сбрасывать со счетов разницу мировоззрений и прочее в духе autres temps, autres mœurs. Может, ещё подумала бы о принципе историзма. Но сейчас тоже думаю, что правильно и нужно говорить о человечности и общечеловеческих ценностях, независимо от века и географии, и обращать внимание на то, что явно и настойчиво им противоречит… Иначе можно, как вы отметили, так никогда и не избавиться от “нюансов прошлого”(

Спасибо за рецензию)


Спасибо, Ника)
Больше и добавить нечего!


Если бы автор разделял взгляды и отношение своего ГГ, то этого рассказа бы не было. Идея рассказа поменять отношение читателя к поднятым проблемам.

Рассказ-то про душевность православного миссионерства против формализма католических миссионеров. Лесков полностью разделяет славянофильские взгляды на этот предмет).
То бишь писатель поднимает не проблемы коренных народов, а волнующие его проблемы православия.