Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

15 ноября 2023 г. 20:03

9K

5 Простой рецепт изменить свою жизнь - добавить масла

Иногда нет другого способа изменить свою жизнь, кроме как разрушить чужую. Такова цена собственного счастья.

Чтобы выбрать профессию по душе, порой, приходится бросать универ (и хорошо, если всего только после 1 курса), а это настоящий удар для родителей, которые оплачивали репетиторов по ненужным в итоге предметам. Чтобы открыть собственный бизнес, придется уволиться с работы, а это вряд ли хорошая новость для работодателя, потерявшего ценного сотрудника. Чтобы найти личное счастье, приходится разрывать отношения и уходить от того, кто вас любит, а развод не бывает безболезненным.

Иногда нет другого способа изменить свою жизнь, кроме как разрушить чужую. Иногда это легкое землетрясение, иногда ощутимый урон, иногда это разрушение буквальное, после которого другому трудно оправиться. В романе японской писательницы Юзуки Асако "Масло" будет и урон, и разрушение, а для кого-то ценой собственного счастья окажется чужая жизнь.

Рика – журналистка. Ей немного за 30 и вся ее жизнь сосредоточена на работе. Она пропадает там днями и ночами (в редакции их еженедельного журнала считается в порядке вещей, когда сотрудники работают до часу-двух ночи). Рику не особо волнует быт. Она живет в крошечной однокомнатной квартире с низкими потолками. Необустроенной, голой, зайдешь и не скажешь, что здесь несколько лет кто-то живет. Главное, что рядом с работой. Каких-то 15-20 минут пешком и она в офисе. Личная жизнь у Рики тоже как-то на втором месте, роман с коллегой давно перешел в вялотекущую стадию,  где романтики нет и в помине, а есть редкие встречи раз в пару месяцев. Жизнь Рики однообразная, пресная, безвкусная, без ярких впечатлений и сильных эмоций, без страстей и потрясений. Рика просто живет. Просто работает. Как все.

Однажды она решает добиться интервью у женщины, которую обвинили в убийстве своих любовников. Это дело вызвало в свое время большой резонанс, его обсуждали во всех СМИ. Дело в том, что роковая женщина сильно выбивалась от общепринятых стандартов красоты Японии. Толстая, недалекая, не особо красивая, не особо умная, ее жертвы отзывались о ней пренебрежительно. Но она прекрасно готовила, ублажала своих мужчин деликатесами французской кухни, окружала их любовью и заботой. И привязывала их к себе намертво (да, в этой метафоре есть доля черного юмора, если учесть, что все они потом умирали). Сейчас адвокат Кадзии Манако подает на апелляцию, и очевидно, дело опять привлечет внимание публики. Рика решает попытать счастья. Но как же найти общий язык с этой женщиной. Как завоевать доверие и добиться согласия на эксклюзивное интервью? Рика найдет способ, но заплатит за него слишком дорогой ценой.

«Значит, нужно идти до конца: последовательно и методично, с холодным сердцем вгрызаться в самую суть этой женщины»

Самое удивительное, что для этой книги на LL поставили жанры: ужасы, мистика. Потому что нет здесь ничего, ни капли, ни грана мистики и ужасов. Это полноценная современная проза, в которой есть доля драмы, доля детектива, порция философских размышлений. Писательница не просто описывает журналистское расследование Рики, а пытается осветить все спорные и болевые точки положения женщины в современном мире. И это вовсе не феминистский манифест, это больше размышления по поводу. Довольно интересные и любопытные рассуждения. Ведь японский менталитет отличается от нашего, но при этом так много общих проблем! Вот это сходство и было самым интересным.

«Текстура у сэкихана оказалась приятной — плотный, слегка клейкий и упругий; вкус был насыщенным — сладко-соленый, с едва заметной горчинкой. Мягкие, нежные бобы в тонкой кожице таяли во рту»

Книга написана очень ровным, спокойным, плавным языком. Вообще, книга, в которой много внимания уделяется пище – ее вкусу, текстуре, приготовлению, значению, роли – неизбежно должна иметь «вкус». Описания и рассуждения должны неизбежно придать ей какой-то вкус. Он есть, да, вот сейчас, спустя больше недели после прочтения, я не могу его вспомнить, зато сразу же на ум приходит температура. Вот это еще один интересный писательский ход, который лично я встретила впервые. Автор постоянно играет на контрастах температур. Холод на улице и горячая еда. Ледяные руки и обжигающий напиток. Главную героиню то бросает в жар, то в холод.  И т.д. И эти перепады температур постоянно сменяют друг друга, создавая какую-то неповторимую атмосферу книги. Очень необычное чувство.

«Даже если мне придется провести последние годы в одиночестве, я не буду ни на кого злиться. И не буду никого ждать. Лучше куплю продукты и приготовлю то, что мне хочется. А потом мирно умру в своей чистой уютной квартирке»

Мне очень понравилась эта книга. Я вообще люблю такую современную прозу, которая не просто рассказывает истории, но побуждает задуматься, вызывает какие-то чувства, желания, потребность говорить о ней и спорить. Моим побуждением от чтения романа, было пойти и приготовить что-нибудь. Это же прям оскар для книги в моем случае. Мне очень понравилось, как через еду Рика пыталась понять чего она хочет. Как этот медленный поиск маленьких по факту вещей (что съесть на ужин) привел ее к пониманию вещей гораздо более глобальных. Таких как личная жизнь и карьера, квартира и друзья. Классно. Человек ведь не меняется по щелчку пальцев, и роман показывает как это происходит в реальности – медленно, но неотвратимо.

Рецензия получилась какая-то огромная, а я так и не дошла то разрушения чужой жизни… Мое многословие требует написать рецензию в промышленных масштабах… Страниц так на 10. А если серьезно, зацепило многое. Не только это. Эта книга под такой обманчиво простой обложкой задевает за живое, поднимает много таких тем, о которых хочется говорить. И разрушение чужой жизни ради своей собственной – лишь одна из них.

Может быть, собственное счастье вообще невозможно построить так, чтобы не навредить другому? Может быть, так в принципе не бывает, чтобы никому и никогда не причинить боли? Быть хорошим по жизни не получится?

Это рецензия из моего жж