Больше рецензий

SinInGrin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июня 2014 г. 16:22

551

3

Австрийский экспрессионизм, с привкусом декаданса. Романтизм с послевкусием готики. Концентрированная надежда. Разлагающая фрустрация. Холодная жажда жизни, оттененная ярко выраженными страхом и болью.
Георг Тракль выдающийся австрийский поэт конца 19, начала 20 веков. Однако, при этом он известен довольно узкому кругу читателей. Вы редко найдете его произведения в сборниках, Вам не посоветуют его в книжных магазинах, да и найти его книгу в печатном варианте будет весьма затруднительно в наше время.
Поэтическое и литературное наследие Георга Тракля действительно невелико и вполне может уложиться в один том.
Концептуально его творчество можно сравнить и с Шарлем Бодлером, и с Эдгаром По, и с Готфридом Бенном и с Георгом Геймом. Концептуально - да, эмоционально - нет.
Его стихи-эллегии заполняют тебя изнутри полностью, перекрывая кислород, эмоциональная контрастность создает противоречие, образы яркие, но не четкие, позволяющие читателю додумать самому некоторые грани, пропустить их через индивидуальную призму.
События личной жизни имели слишком большое влияние на творчество австрийского поэта, его любовь к собственной сестре, что отражено в стихотворении "Кровосмешение", его внутренние противоречия, непонимание со стороны общества. Он закончил фармакологический институт, что тоже было своего рода толчком к выбору подобного направления для творчества.
И хотя Тракль больше акцентируется не на физиологии смерти, а на эмоциональной или метафизической ее стороне, все же видно, что годы его обучения наложили отпечаток на его восприимчивую натуру.
Его сравнивают с Кафкой и Ницше, с Гельдерлином и Рильке, причисляя к поэтам "Заката культуры".
Он сам никуда себя не причислял. Он выплескивал чернилами на бумагу свою боль, страхи и желания. Он вел с листками бумаги свои интимные диалоги, надеясь, что они помогут ему спастись. Он создавал свой особенный альтернативный мир, противопоставляя его реальному. Он уходил в него с головой и этот мир в итоге его поглотил.
3 ноября 1914 года Георг Тракль покончил с собой приняв смертельную дозу кокаина.
Он оставил после себя, словно неупокоенный дух - свой постапокалиптичный мир, полный шорохов и стонов, мрачных лесов и зловещего смеха, доносящегося с заброшенных болот. Мир, в котором правят другие силы, где не принимают людей. Он искал равновесия во всем. В себе и в окружении. В реальности и иллюзиях.
А нашел только в смерти.


И, мёртвое, вдруг время воскресает
в зерцале просветлённого потока,
и, обескровленная, поднимает
страсть душу живу к небесам высоко.

Идем мы через смерти - и блаженства,
и мук растёт от раза к разу сила,
где правит новый бог и совершенство
даруют вечно новые светила.

Равновесие. Георг Тракль. Отрывок


Я не особый фанат декаданса и философии распада, как таковых. Поэтому, во избежании, субъективности оценки, не стала останавливаться только на творчестве Георга Тракля, а предложила рассмотреть его как личность во всех гранях.
Советовать к прочтению не берусь, потому что творчество австрийского поэта все же специфично. Но для расширения палитры ощущений и знакомства с чем-то новым - можно и приобщиться.