Больше рецензий

11 ноября 2023 г. 13:03

868

5 Спойлер восторг во время прочтение и полное опустошение - после

первый раз открыла для себя Достоевского в 16 лет, но поняли, что читать его невозможно. для не созревшего ума это было равно пытке: сложный слог, тяжелые рассуждения и запоминается лишь то, что Расклоников зарубил старуху, алкаш Мармеладов и его дочка Соня, которая пошла по желтому билету…


роман «идиот» — это феномен своего времени. это история, которая откликнется в каждом сердце и будет актуально всегда. само слово «идиот» не проигрывается, как «больной человек», а скорее говорит о том, что князь Мышкин не был похож на других людей. а Лев Николаевич действительно был этим светом в рамках высшего Петербуржского общества. он не был инфантильным взрослым, но детская непосредственность из-за отсутствия полной социализации осталась в нем даже в 27 лет. наивный, робкий, доверчивый; человек, которого так легко обмануть, и который с таким трепетом и сочувствием относиться к другим. вспомним хотя бы диалог между ним и Рогожиным о Настасье Филипповне, где Мышкин говорит: «я не любовью ее люблю, а жалостью». такому состраданию способы только дети, которые увидев маленького котенка на улице, стремглав хватают его и бегут домой, с целью дать ему пропитание, любовь и кров.  Мышкин не подходил ни к традициям высшего света России, ни к европейскому укладу жизни. наверное, это и сломало его как человека. он не был готов к миру взрослых людей, не был готов к жестокости этого мира. для меня князь - один самых сильных героев отечественной прозы. идиот - человек, который в глазах общества кажется лишним. его высказывания и поведение другим кажутся чем-то странным и очень далеким. 


любовная линия романа очень сложно. поведение Аглаи, Настасьи кажется каким-то сумасшествием. и если в контексте Аглаи можно сказать одно: ребенок, который по началу противился чувствам и принял их, как акт протеста (ведь даже в конце романа она выходит замуж за не самого приличного человека), тогда как Настасья Филипповна была просто сломанной женщиной. любила одного, но позволяла себе быть с другим лишь потому, что считала себя недостойной князя. 

финал этого любовного треугольника или даже квадрата прост. последний диалог Рогожина и Мышкина — это что-то простое и невероятное. не нужно задавать вопросов, чтобы понять, почему Парфен Семенович убил Настасью, ведь все ясно как день. убил бы он князя, ничего бы не поменялось. она бы так и носилась от одного к другому, в попытках найти свое место в этом мире, где она являлась падшей женщиной. не достанешься мне — значит не достанешься никому. вот мотив, которые не был прописан в тексте, но лежал на поверхности. безумно сильная сцена, когда Мышкин начинает гладит волосы, щеки Рогожина из-за полного отупения. князь любил Аглаю любовью, тогда как Настасью Филипповну - жалостью. так что же сильнее: любовь или жалость? однозначно жалость и огромное сострадание к другому человеку. я не буду счастлив, зато сделаю счастливой тебя. из перечня вопросов: «любить или быть любимым?». 


также я очень хочу отметить моменты с религиозными высказываниями. я человек, который очень далек от веры, но в литературе я всегда отдаю большое значение теме религии, ведь всегда хочется посмотреть на то, как разные люди смотрят на такую вещь, как вероисповедание по-разному. 


смысл романа конкретно для меня заключается в том, что большая жалость и сострадание могут погубить человека, даже если и не физически, так морально. многие люди испытывали на себе чувство, будто они лишние, и князь Мышкин тоже был этим лишним человеком. ему нигде не было место и по-настоящему он чувствовал себя счастливом, находясь рядом с детьми, ведь он сам был словно ребенок, большому сердце, которого не было места в этом жестоком, взрослом мире. 


на данный момент — это лучшее произведение отечественной литературы. это восторг во время прочтения, переосмысление всего в этой жизни и полное опустошение после. 


Комментарии


1. Для первого чтения хорошая рецензия.

2. "Преступление и наказание" - тоже отличный роман.


я несколько месяцев назад читала роман «униженные и оскорбленные», но он не настолько сильно меня тронул, хоть и понравился 

Да, и маленькая "диккенсовская" девочка, которая должна умереть (в "Униженных и оскорбленных"). Согласен, что "Идиот" более масштабный и запоминающийся.

Я читал "Преступление и наказание" в 15 лет, а потом еще раз во взрослом возрасте и мне было понятнее и интереснее, потому что я сравнивал роман с тем же "Идиотом". Соня Мармеладова мне понравилась как персонаж, я лучше поймал ее образ.


у меня есть еще несколько романов Достоевского на полках, поэтому думаю, что произведение «идиот» - точно не последнее, которое я у него прочту 

А почему "опустошение", из-за финала романа?


да) финальная сцена Мышкина и Рогожина была очень сильной. такого финала я даже ожидать не могла. но это чувство опустошения приятное. голова пуста и не нужно ничего додумывать 

само слово «идиот» не проигрывается, как «больной человек», а скорее говорит о том, что князь Мышкин не был похож на других людей

Именно так - непохожий на других, и необязательно "положительно прекрасный человек". "Идиот" в первой, несостоявшейся версии книги был скорее прообразом Ставрогина, чем Мышкина.

голова пуста и не нужно ничего додумывать

А я, наоборот, после этого как раз начал додумывать ) Меня заинтересовали творчество писателя в целом и отдельные аспекты романа в частности, в том числе взгляд на сюжет и на героев с точки зрения психологии (и даже психиатрии).

Но финал на самом деле мощный и действительно завершающий, не оставляющий особенного простора для фантазии. Может быть безысходность концовки - один из ключей к успеху романа. С другой стороны это не мешает размышлять об альтернативных вариантах развития событий. В голове Достоевского таких тоже было несколько - до тех пор, пока он не выбрал один.


в период прочтения я была уверена, что Рогожин в конце либо убьет Мышкина, либо Аглаю; либо Мышкин покончить с собой, после всех событий. но финал меня шокировал! 

А что он убьет именно Настасью Филипповну не рассматривали? )

Еще напрашивается такое окончание - князь женится на Аглае, Настасья Филипповна, будучи счастлива за князя, выходит замуж за Рогожина и тут же кончает с собой. Рогожин - не знаю, ну, допустим, уходит с головой в семейный бизнес.

У Федора Михайловича были и менее кровожадные финалы в запасе. Согласно одному из них Мышкин женится на Настасье Филипповне, каким-то образом убеждает ее, что любит ее не только жалостью (она мягко говоря сомневалась), а Аглая сообщает, что была неправа и обещает исправиться. Все тронуты и опечалены. По другой версии князь создает "детский клуб" и вовлекает в работу с детьми Настасью Филипповну, тем самым ее восстанавливая. Были и варианты в стиле своеобразной Санта-Барбары (соблазнил - зарезал), некоторые с большим участием Гани Иволгина или Евгения Радомского. В альтернативных сценариях Настасья Филипповна кидается в разврат и даже сбегает в бордель, но от этой идеи писатель в итоге категорически отказался.