Больше рецензий

9 ноября 2023 г. 01:05

142

4

Это новое (обновленное и дополненное) издание книги Томаса Фостера «Искусство чтения. Как понимать книги» (2003).

Профессор Т. Фостер уже много лет преподаёт мировую литературу в Университете Мичигана. И поэтому книга построена по принципу лекций для студентов. Каждому вопросу посвящена отдельная глава. При этом автор — скорее активный популяризатор чтения, чем замкнутый кабинетный учёный. Поэтому в книге много примеров из классической и современной художественной литературы, иллюстрирующих мысли автора.

Но профессор не навязывает свои представления, а побуждает нас к творческому чтению, полагаясь каждому на свой читательский опыт.

«...понимание тоже творческий процесс: наше воображение, вдохновение встречаются с авторскими, и мы начинаем разгадывать смыслы, пропускаем их через себя, выбираем ценные и важные именно для нас».

Очевидно, чтобы «читать художественную литературу как профессор», надо самому быть профессором. То есть обладать богатым багажом знаний в этой области. А также – что ещё важнее – уметь применять свои знания в процессе чтения конкретного произведения. (Я ещё добавила бы к этому особый «гуманитарный» склад ума.)
Хотя, как утверждает Т. Фостер, всему этому можно научиться. (Было бы желание.)

«Большинство студентов-литературоведов учатся замечать детали текста и одновременно видеть общую структуру. Как и для интерпретации символов, здесь важно отстраниться от сюжета, уйти от власти событий, персонажей, эмоций. С опытом приходит понимание, что литература и жизнь устроены примерно одинаково, в них повторяются одни и те же схемы и конфигурации».

Мне книга показалась интересной, хотя некоторые вещи трудно было сразу усвоить из-за моего недостаточного знания зарубежной классической литературы. А также я не особо сильна в знании мифов и библейских историй.
Однозначно эту книгу можно рекомендовать любителям неторопливого и вдумчивого «чтения между строк».

Источник