Больше рецензий

8 ноября 2023 г. 23:48

253

5 Красивая идиллия тоже может быть опасной.

"Он чувствовал, что жизнь в этом раю в равной мере прекрасна и гибельна - подобно изящному и смертельному москиту"

Шри - Ланка, прекрасный остров, на котором расположена страна с идиллическими пейзажами, где море и небо словно одно целое, чудесный песок и дивные ароматы волшебных цветов создают столь прекрасную, чарующую и заманчивую обстановку, но пребывание там столь же опасно и смертельно. Картина под стать москиту. К своему стыду, я и не знала о столь длительной гражданской войне между тамилами и сингалами(1983-2009 гг), которая там была. В моих представлениях это всегда было райским местом, манящим на отдых. И, если бы не игра «Колледж» , то я бы не узнала о беде, постигшей Чайную Страну.

Через историю жизни 45-летнего писателя Тео Самарадживы и юной девушки Нулани Мендис, через историю их любви, Рома Тирн показывает происходящее в ее родной стране. Думаю, что автор хотела таким образом привлечь внимание к проблеме своей Родины. Тео Самараджива, потерявшийся в жизни после смерти своей любимой жены Анны, возвращается к себе на Родину. Он уже и не надеялся встретить новую любовь, но на острове он встречает 17-летнюю Нулани, талантливый самородок, рисующий душой. Мне показалось, что они притянулись друг к другу на фоне того, что их объединяло - невосполнимые утраты. Ведь на глазах девушки заживо сгорел ее отец, которого подожгли за его взгляды. Большая разница в возрасте смущала Тео, он не верил, что Нулани может полюбить его. И у меня была мысль, что девушка в силу своей неопытности, перепутала любовь к мужчине с тоской по любви отца. Ведь в семье только отец уделял ей внимание, ходил гулять по пляжу, брал прокатиться на лодке. Мать ее ни о ком кроме сына не думала, а брат больше думал о себе. И тут появляется Тео, поддерживающий ее интерес к рисованию, дарящий ей участие и внимание. Легко запутаться. Тем не менее, хочу отметить, что история их любви не выглядит пошло или в нее нельзя поверить.

Но именно в тот момент, когда герои обрели друг друга, гражданская война начинает набирать обороты, оставаться в стране для Тео все опаснее, т.к. в его нашумевшей книге сингальские военные усмотрели протамильские взгляды. Плюс к этому планы дяди Нулани на девушку тоже сыграли свою роль . Все это в совокупности привело к трагическим событиям в жизни влюбленных, о которых лучше почитать в книге.

Рома Тирн очень образно и реалистично показала весь ужас гражданской войны, где простые жители являются "сопутствующим уроном" в борьбе двух сторон. Им нет спасения в этом противостоянии. А ведь это такие прекрасные, мудрые и добрые люди, как Суджи, Рохан, Джулия, Терси и многие другие. Они просто хотят жить в своем чудесном сказочном доме, не боясь выходить по вечерам, что к ним в дом ворвутся и заберут в плен или убьют, что их детей насильно вырвут из рук и заставят воевать. Кстати, невольно я отметила для себя параллель с другим произведением - «На Западном фронте без перемен» . Здесь Джерард напомнил мне Канторека из произведения Э.М.Ремарка. Он также мастерски обработал подростка Викрама, как и Канторек своих учеников. Только если последний отправил их делать грязную работу за себя, внушив чувство патриотизма, то Джерард внушил мальчику жажду и необходимость мести за мать и сестру. Сам же, как кукловод дергал за ниточки, заставляя подростка выполнять его задания. Страна другая, но взрослые все также делят власть, посылая на убой детей, чтобы самим уцелеть и собрать потом плоды своего дележа.

Рома Тирн также показала, как ломает людей плен и пытки. Как искалечена душа человека после пережитого. И если тело заживает, то душа навсегда остается с незатянувшимися ранами. "Он понял, что прошел через ужас, о котором вслух не говорят. И хотя тело его продолжало жить, сознание оцепенело. И он теперь знал, что его сбросили в бездну, где размыта человеческая суть." Стыд затмевает разум человека, не позволяет взглянут в глаза родным, а ведь стыдно должно быть тем, кто его пытал, кто держал в плену. Но нет, как раз они, как ни в чем не бывало могут сообщить о том, что вышла ошибка, и все что вам пришлось пережить "досадное недоразумение". Сколько в этом цинизма... И сколько потом нужно терпения и участия, чтобы помочь человеку вернуться в мир людей, вернуться к жизни из тени, в которой он спрятался.

Возможно для многих это роман о неравных возрастных отношениях, но для меня он не только повествование о любви, о проявлениях доброты, участия, но и попытка привлечь внимание к такой глобальной проблеме, как гражданские войны, несущие человеческие страдания, попытка заявить о бессмысленности взаимного уничтожения, о злобе и людской ненависти, о том, что война сбивает людей с пути, ломает простых жителей, когда соседи могут заставить потерять веру в людей и и заставит ощутить всю гнусность жизни, не говоря уже о мировом сообществе, которому нет дела до погибающей страны.

Вскользь проскакивает мысль автора о том, что даже писать об этих ужасах бессмысленно, что это ничего не изменит. Но все же надежда побеждает, не зря же " Говорят, искусство - это надежда", как сказал Рохан. "А возможно, это наша единственная надежда, учитывая, что жизнь - штука безысходная...". Рома Тирн своим искусством рисует яркие образы, дарующие нам и ужас, и разочарование, и бесконечную надежду. Еще отдельно хочется отметить, что даже оформление книги выдержано в стилистике названия "Москит" и описания их в книге. Красивая, привлекающая внимание обложка, но содержащая в себе смертельную правду жизни, убивающая наивность, как укус москита.