Больше рецензий

8 ноября 2023 г. 11:53

137

4 Достойный сборник из трех книг, для знакомства с древними цивилизациями Америки

Из множества книг по данной теме, эта книга написана наиболее доступно для большинства обычных, неискушенных читателей. И за это я очень благодарен автору. Человек долгое время проживший в регионе, выучивший язык местных племен, Виктор фон Хаген отличается от многих других исследователей. Он попытался увидеть за всей той многочисленной литературой, посвящённой исследованию истории Ацтеков, Майя и Инков - самих людей. Постарался, но насколько ему это удалось, уже судить читателю. На мой взгляд, подобное стремление, уже само по себе заслуживает того, чтобы данную книгу рассмотрел каждый, кто интересуется темой.

Теперь немного о своих впечатлениях.

Первая часть, посвящённая Ацтекам мне очень понравилась. Она написана достаточно кратко, но очень ярко, живо, насыщенно. Читая эту часть действительно погружаешься в мир этого народа. Автор касается очень многих деталей, позволяющих воссоздать образ этого интересного государства. Много внимания уделено и контактам с конкистадорами. Для меня было интересно наблюдать, как автор пытался всячески уходить от вопроса этичности многочисленных человеческих жертвоприношений. У него прослеживается интересная мысль, что даже эти жертвоприношения не нарушали общий ритм жизни и всех устраивали, до тех пор, пока Ацтеки не стали их наращивать, в связи с нестабильным периодом истории, начавшимся с приходом испанцев. Вообще я заметил симпатии Виктора фон Хагена именно к Ацтекам.

Вторая часть посвящена Майя. И здесь заметно, что у автора не получилось так красочно, интересно и реалистично воссоздать их мир. Он сам часто объясняет это тем, что произошло это по причине тотального уничтожения многих артефактов. То, что Хаген не стал на пустом месте выстраивать свои домыслы, а ограничился лишь тем, что было доступно из фактов на тот момент - вызывает у меня уважение. Однако даже тот облик, который он попытался воссоздать разрушает многие мифы об этом народе. Одна из главных загадок Майя заключается в том, что они создали удивительный календарь, но в то же время не смогли в полной мере решить вопрос питьевой воды. Это заставляет задуматься над тем, додумались ли они сами до своего календаря, или же получили его от некой иной цивилизации, как получили свои знания Догоны в Западной Африке.

Третья часть, или третья книга посвящена империи Инков. Автор уделяет достаточно внимания рассмотрению тех культур, которые сложились до создания империи Инков и во многом определили слишком многое в характере их культуры. По мнению Хагена, Инки в большей степени явились скорее организаторами, чем цивилизаторами, так как почти всё, что было использовано в их государстве можно найти среди других цивилизаций Анд, развивавшихся до них.

Благодаря тому, Виктор фон Хаген больше внимания уделяет именно человеку, его внутреннему миру, его самовыражению, империя Инков предстает перед нами в очень интересном свете. Многие качества в государстве выглядят настолько разумными, что невольно задаёшься вопросом, почему другим обществам не перенять их для себя.

Например мне очень понравилось, что у Инков одним из самых больших преступлений считалась лень и праздность. Поскольку в обществе не было денег и соответственно налогов, власть императора распространялась в виде трудовой повинности. Из-за этого любое уклонение от этой повинности автоматически рассматривалось как преступление против народа. Система сама по себе очень интересная, ведь как известно, все проблемы общества возникают от лени и праздности, от того, что люди не знают чем себя занять и пускаются во все тяжкие.

Другая интересная черта империи Инков заключалась в том, что закон не был равным для всех. И это совсем не значит, что как в нашем обществе олигархов, простой человек был бесправен. Наоборот, закон был более суров именно к чиновникам и власть предержащим, которые за то же нарушение, что и крестьянин, могли быть преданы смерти.

Удивляет и то, насколько глава теократического общества Инков заботился о своем народе. Чтобы люди не взвыли от своей скучной и серой жизни, в каждом месяце было три дня ярмарки и три дня праздников, когда они могли вдоволь отдохнуть и решить все свои насущные дела.  Все повинности утверждались именно на таком уровне и в таком объеме, в каком они были посильны для людей. Если же возникали трудности или проблемы, вина за это ложилась не столько на людей, сколько на чиновников. Когда укравший по нужде крестьянин представал перед судом, он не получал наказание. Вместо него наказывали главу администрации за то, что он не смог организовать жизнь в своём округе так, чтобы люди не голодали. Это просто поразительно, почему все наши цивилизованные страны до сих не додумались до таких золотых правил!