Больше рецензий

2 ноября 2023 г. 10:09

151

5

Про некоторые произведения говорить будто бессмысленно: всё уже сказано, все, кто хотел, давно прочитали анализы и нашли все интересующие трактовки. Поэтому я только кратко поделюсь своими впечатлениями.

Это не тот роман, который можно проглотить за пару вечеров. Местами он даётся тяжело, пробуксовывает и в принципе располагает к медленному чтению. Особенно после достаточно стремительных по темпу романов XX, XXI века.

Завлекает роман только ближе к середине, когда знакомишься наконец со всеми главными персонажами. Персонажей здесь много и если не все прописаны хорошо, то уж точно все прописаны ярко. Неожиданно было встретить в романе юмор, "Собор" до прочтения у меня прочно ассоциировался с чем-то серьёзным, монументальным. А нет, персонажи вроде Жеана Мельника или Гренгуара очень хорошо разбавляют длинные тяжелые размышления об устройстве Парижа.

Много где встречаю мнение, что это роман о любви. Но, по-моему, непосредственно любви здесь не так уж много. В большинстве случаев это именно болезненная страсть, зацикленность и зависимость. На любовь тянет только бедный Квазимодо.

"Собор" в плане кровожадности вполне может потягаться с "Игрой престолов". Радует, что хоть козочку Джали спасли, за это Гренгуару многое можно простить. Все линии доводятся до конца, персонажи, которые бросают реплики в первой сцене, выстреливают в конце. Какие-то персонажи появляются только в середине, не как самостоятельные личности, а как олицетворения города. Пожалуй, только два центральных персонажа — Париж и сама Собор Парижской Богоматери — не завершают свои линии. Но их линии тянутся и по сей день, не теряя ту красоту, что автор хотел передать в романе. Во многом это и заслуга Гюго.

Источник