Больше рецензий

1 ноября 2023 г. 11:53

1K

5 Пассажир без багажа -чемодан без ручки

«Пассажира» пропустил сознательно, так как содержание романа мне было известно–смотрел сериал, читал рецензии. Открывая роман ожидал , что будет неинтересно читать детектив с известным сюжетом, то есть нести «чемодан без ручки»: читать скучно, а бросить жалко. Надеялся, что роман на порядок сильнее экранизации. Так и вышло и «чемодан без ручки» оказался неожиданно увлекательным и сильным с литературной точки зрения произведением. Несмотря на то, что Гранже разрабатывает довольно популярную и часто встречающуюся тему, связанную со спецификой человеческой памяти и попытками фармкорпораций влиять на личность человека и иметь возможность управлять его (человека) психикой, сюжет достаточно оригинален, лихо закручен, переплетен с несколькими параллельными сюжетными  линиями. Одной из главных загадок является личность(матрешка) главного героя, а так же личность загадочного серийного убийцы, обставляющего свои убийства ввиде мизансцен из древнегреческих мифов. По ходу действия загадки множатся, переплетаются, уводя читателя в параллельные миры –личности «матрешки» главного героя, резко меняя направления ,запутывая линию расследования : вроде бы приближая разгадку , но и с каждым витком отдаляя ее. Тем не менее, мне кажется , что разрабатывая свою «матрешку» Гранже переусердствовал и переусложнил концовку романа, перенагрузил читателя различными психологическими аспектами личности главного героя и количеством его «матрешек»-личностей. Роман получился слишком длинным. Последняя четверть романа потеряла динамику и развивалась почти в реальном времени. Детектив превратился как раз тот «чемодан без ручки», когда уже все ясно читателю и по закону жанра пора перейти к развязке, но Гранже все накручивает и накручивает сюжетные линии, заставляя героя бегать по кругу, наматывая явно лишние «круги». В конце концов убийца найден, личность главного героя установлена, и «матрешка» раскурочена до конца. Сама концовка типична для Гранже : эпична, фантасмагорична, почти сюрреалистична! Все ответы читатель получил. Вот только пассажир опять остался без багажа! В последних строках последней страницы он снова теряет память! Вот и последний и главный поворот: финал превратился в начало! Ай да Гранже, ай да сукин сын! Хороший литературный язык, живые персонажи, умение закрутить интригу и интересные сюжетные ходы, все это (на мой взгляд) делает Гранже одним из самых ярких авторов современного европейского детектива. «Пассажир», как и другие произведения Жана-Кристофа, больше чем просто детектив: проблематика и социальные аспекты затрагиваемые Гранже в своих романах шире границ детективного жанра.