Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

26 октября 2023 г. 10:41

562

5 "Лучшей прививкой от эпидемии издевательств является доброта…"

После прочтения художественной книги про травлю Владимир Железников - Чучело , мне захотелось изучить нон-фикшн, объясняющий причины возникновения подобных ситуаций и способы их предотвращения. Данное издание ответило на мои вопросы, хотя первоначало я ожидала несколько иного. Произведение Мэтьюза скорее микс между психологической книгой и художественной, тут очень много рассказов от первого лица, подробного описания жизненных ситуаций героев и их чувств, что поначалу несколько сбивало, так как я ждала более сухого научного текста.

Одна часть книги предназначена для подростков, другая часть для родителей, причем переход не очевидный, ведь глава может содержать смешанную информацию для разных по возрасту читателей. А часть текста вообще кажется "довеском", не относящимся к теме книги, например, раздел о подростковом сексе, который лишь косвенно относится к теме того, что родители не все знают о своих детях. Можно сказать, что тут много воды, автор дает многочисленные советы по воспитанию детей, которые тоже относятся не только к теме буллинга, хотя в целом не мешают повествованию (логика их добавления понятна, ведь буллинг не возникает на пустом месте и родители должны делать все от них зависящее, чтобы не воспитать детей-агрессоров, как и детей, слишком мало себя ценящих).

Но, несмотря на вышеуказанные минусы, сам посыл книги и новая информация, которую я почерпнула из этого произведения, не позволили мне снизить оценку. Еще стоит отметить наличие качественной аудиокниги, что также добавило плюсов.
Хочется сохранить на память интересные моменты, которые мне понравились

цитаты

Если ваш ребенок стал жертвой школьных издевательств, у него могут проявиться следующие симптомы:
• прогулы;
• нарушения пищевого поведения;
• ухудшение здоровья;
• депрессивные состояния;
• появление склонности к вандализму и мелкому воровству из магазинов;
• ухудшение успеваемости: жертвы преследований настолько сосредоточены на том, как избежать дальнейших издевательств или придумать повод не ходить в школу, что просто не способны отдаться учебе.

Исследование 41 человека, по вине которых в период с 1974 по 2000 год произошло 37 инцидентов с применением огнестрельного оружия в образовательных учреждениях США, показало, что 71 % этих стрелков «до совершения преступления подвергались издевательствам, становились жертвами избиений или чувствовали несправедливое отношение со стороны других учеников».

А все дело в неослабевающем психологическом давлении – в бесконечных эсэмэсках, оскорблениях, избиениях, – в постоянных мыслях, что может произойти дальше. Через несколько месяцев, наполненных бессонными ночами, подросток, чувствующий абсолютное одиночество и не видящий никакого выхода из ситуации, иногда говорит себе: «Я больше не в силах все это терпеть. Хуже такой жизни не может быть ничего. Даже смерть лучше такой жизни». И мы снова и снова читаем в записках наложивших на себя руки детей (или тех, кто пытался покончить с собой) такие слова: «Я не хотел умирать, но другого способа прекратить эту боль у меня нет».
Здесь нет смысла говорить о логике. Если уж оказавшиеся в плену солдаты, чувствующие постоянную угрозу собственной жизни, лишаются сна и со временем сходят с ума, то что же говорить о детях?

Чаще всего детей достают, зачисляя в «маменькины сынки». А с точки зрения ребенка, нет ничего позорнее, чем позвать на помощь родителей. И вот жертва преследований, конечно, думает: «Если уж меня и так гнобят за то, что я «СОВСЕМ НЕ КРУТ», то что же они со мной сделают, когда увидят насколько НЕ КРУТЫ мои родители!»

Если я расскажу, станет только хуже!
...
Я опозорюсь перед родителями.
...
Родители опозорят меня.
...
Родители начнут распоряжаться моей жизнью.
...
Стучать и закладывать – западло.
...
...«Это болезнь роста». Многие дети – да и взрослые тоже – искренне верят, что взаимные издевательства в подростковой среде – это вполне нормальное возрастное явление и помочь им все равно никто не сможет.
...
Мой компьютер – это вся моя жизнь. Если я скажу маме об этих издевательствах, она у меня его просто отнимет… да и телефон тоже! И тогда я стану вообще полным изгоем!
...
Мои родители начнут следить за всем, что я делаю в Интернете. Их реально кондрашка хватит...

Подросток без социальных сетей не умрет… мало того, без них он начинает жить более полной жизнью.

по каким же признакам определить, что над моей Мэри издеваются в школе?»
Заметить можно следующее:
• у нее внезапно пропадает желание ходить в школу. Она начинает придумывать любые поводы, чтобы остаться дома, и говорит, что больна;
• у нее регулярно возникают головные боли, боли в животе и тошнота… стрессы, сопутствующие издевательствам, приводят к физическим заболеваниям;
• у нее появляется бессонница;
• Мэри приходит домой с физическими травмами, которым не находит убедительных оправданий. К примеру, царапины на шее она объясняет тем, что случайно наступила на соседского кота;
• она приходит домой в рваной одежде… или без тех или иных предметов одежды. Мэри считает, что лучше «потерять» свитер, чем принести его разодранным;
• она начинает негативно или раздраженно высказываться о своих одноклассниках;
• у Мэри пропадает желание проводить свободное время в компании друзей… и она даже не хочет о них разговаривать;

• Мэри отказывается говорить обо всем, что касается школы. Дети с удовольствием рассказывают родителям истории о том, какие забавные, дурацкие или безумные поступки вытворили их друзья… если, конечно, не оказываются в полной изоляции и одиночестве, и этих историй у них просто нет;
• у нее резко падает успеваемость (Как можно хорошо учиться, когда тебе постоянно угрожают?);
• Мэри начинает ходить в школу в необычное время и по необычному пути. Это один из способов избежать встречи с тем, кто над нею издевается;
• она просит вас отвезти ее в школу на машине;
• у нее пропадает аппетит;
• после школы она все время хочет есть. Если хулиганье отнимает у нее выделяемые вами деньги на завтраки, к моменту возвращения домой она будет голодна;
• вы замечаете в ней перманентное чувство злобы, видите, что она постоянно расстроена или пребывает в депрессии. (Конечно, те же симптомы могут наблюдаться и у детей, не подвергающихся в школе психологическому насилию и издевательствам.)

Если над Мэри измываются в школе, она вполне может быть еще и жертвой преследований в киберпространстве.
Если вы замечаете, что она:
• внезапно начинает проводить гораздо меньше времени за компьютером;
• отходя от компьютера, замыкается в себе, проявляет признаки раздражения или депрессии;
• получая электронные сообщения или эсэмэски, стесняется и беспокоится;
• перестает на ваших глазах отвечать на телефонные звонки или читать эсэмэски;
• отказывается разговаривать о том, чем она занимается за компьютером, вполне вероятно, что она подвергается киберпреследованиям.
Однако не надо заблуждаться. Некоторые жертвы киберпреследований начинают проводить за компьютером гораздо больше времени , чем раньше.
Методики выживания в киберпространстве
Приведенная ниже информация жизненно важна для вашего ребенка!
• Предугадать, что будет с фотками, которые ты постишь в блогах, или с сообщениями, которые ты отправляешь друзьям, невозможно. Сегодняшний верный друг завтра может оказаться врагом! Проверять себя следует так: ЕСЛИ ТЫ НЕ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ТВОЮ ФОТКУ ИЛИ СООБЩЕНИЕ УВИДЕЛА ВСЯ ШКОЛА (И РОДИТЕЛИ), НЕ ВЫКЛАДЫВАЙ ЕЕ В СЕТЬ.
• Никогда не отправляй свои фотки или видеоролики людям, которых не знаешь лично и очно.
• Если кто-то достает тебя в сети, просто не отвечай. Как правило, не получив ответа, преследователи теряют интерес к потенциальной жертве. Тем не менее фиксируй события и сообщай обо всех фактах оскорблений и приставаний старшим.
• В большинстве программ мгновенного обмена сообщениями, в чатах и современных телефонах имеется функция блокировки пользователей, общаться с которыми у тебя нет желания.
• Если какие-то вещи не можешь сказать человеку в лицо, не говори их ему и онлайн. Все, что является грубостью или оскорблением в очном общении, является такой же грубостью или оскорблением в киберпространстве.
• Все, что является преступлением в реальном мире, является преступлением и в киберпространстве.

Когда ты еще очень мал, а взрослый человек делает что-то НЕПРАВИЛЬНОЕ, тебе остается только думать: ЕСЛИ ТАК ПОСТУПАЕТ ВЗРОСЛЫЙ, ЗНАЧИТ, ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРАВИЛЬНО.

Настоятельная рекомендация родителям: если вы подозреваете, что у вашего ребенка возникли проблемы, не отступайте, спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. Если речь идет о школьных издевательствах, не думайте, что ваш ребенок сразу скажет вам правду. Многие дети не говорят ничего.

Допустим, вашу 12-летнюю дочь дразнят в школе. Она у вас из тех редких детей (так поступает только 1 ребенок из 10), которые предпочитают сразу рассказать о сложившейся ситуации родителям. Она обращается к вам, расстроенная и полная отчаяния.
Как же вам себя повести?
Прежде всего слушайте! Просто хорошенько выслушайте ее, прежде чем начинать давать советы, возмущаться, ругаться или звонить соседям.
Попавшему в затруднительное положение ребенку важно видеть, что его проблемы волнуют вас. Отключите все, что может отвлечь вас от обсуждения проблемы. Усядьтесь в каком-нибудь тихом и спокойном месте, а после этого:
• попросите рассказать вам всю историю от начала до конца и ни в коем случае не перебивайте. Если она очень расстроена, ей станет гораздо легче уже от самой возможности выговориться и рассказать о происходящем;

• дайте понять, что вы слышите и понимаете ее. Для этого время от времени повторяйте только что произнесенные ею фразы: «То есть ты повернула за угол и увидела там Мэнди… ага, понятно, и тут ты напугалась…»;
• не задавайте наводящих вопросов, например: «И она начала над тобой издеваться?»;
• задавайте вопросы, требующие развернутых ответов: «С чего все это началось?», «Что он тебе сказал?», «А что было потом?». И просто выслушивайте ответы;
• поблагодарите ее за то, что она решила поделиться с вами своими проблемами. Поблагодарите ее за оказанное вам доверие;
• поддержите ее. Для этого можно сказать что-нибудь типа: «Да, пережить такое – очень непросто. Ты у меня очень отважная девочка»;
• помогите ей почувствовать, что она способна справиться с ситуацией. Помогите ей найти способы решения проблем. «И как же еще можно было повести себя в этой ситуации?», «А что ты скажешь в ответ в следующий раз?».

Как-то раз Джим возвращается из школы в слезах и говорит:
— Грег сбросил меня с моего велосипеда. Он дал мне пинка и раздавил моего трансформера…
У вас от возмущения буквально дым из ушей валит. Вам хочется позвонить матери этого Грега и заявить:
— Ваш сын – настоящий бандит. Скажите ему, чтобы он оставил моего мальчика в покое!
Реакция понятная, но мысль не очень-то дельная.
Поставьте себя на место матери Грега. Она о случившемся ничего не знает. Она сейчас стоит в центре супермаркета и только что закончила ругаться по телефону с бывшим мужем. И тут звоните вы, чтобы сказать ей, что у нее плохой сын.
Если мать Грега похожа на 90 % других матерей, она среагирует как-то так:
— Мой мальчик никакой не бандит. Это ваш мальчишка – слабак и нюня.
Итак, что же делать?
• Успокоиться. Пребывая в ярости, деликатные вопросы не уладить.
• Попросите Джима рассказать все с начала до конца. Ситуация не всегда оказывается такой, какой кажется с первого взгляда.
• Подождите несколько деньков. Если ваш сын не находится в серьезной опасности, просто подождите и посмотрите, что будет дальше. Вполне возможно, что это был единичный инцидент.
• Помните, что, решая за Джима его проблемы, вы, по сути, делаете два заявления следующего содержания: 1) «Ты не в состоянии справиться с этими сложностями сам», и 2) «Как только у тебя будут возникать проблемы, я буду браться их решать за тебя». Полезного в этих заявлениях очень мало.
Если этот Грег будет продолжать приставать к вашему сыну, вам, возможно, все-таки придется поговорить с его родителями. Но делать это нужно иначе.
К примеру, в достаточной мере успокоившись, вы можете позвонить матери Грега и сказать:
— Некоторые мальчишки в нашей школе устраивают драки. Мы с группой родителей решили встретиться и обсудить ситуацию за чашечкой кофе…
Если вы действительно будете устраивать такое собрание, старайтесь не концентрироваться на обсуждении поведения конкретного ребенка. Ведите разговор в духе встречи озабоченных проблемами своих детей родителей.

Получив столько дополнительного внимания, школьные хулиганы начинают действовать ЕЩЕ АКТИВНЕЕ.
Каждый живет так, как считает для себя правильным.
Учить людей жить бессмысленно. Начни советовать обжорам или курильщикам воздерживаться – и они станут обжираться и курить еще больше, чем раньше! Точно так же будут вести себя и мучители.
Люди делают в жизни то, что делают, по очень серьезным глубинным причинам. И говорить им прекратить вести себя так, как они себя ведут, бесполезно.
Так как же их остановить?
Некоторые люди считают, что мучитель перестанет издеваться над своими жертвами, если дать ему понять, что эти жертвы в такие моменты чувствуют. Но, по словам Кэтрин Ньюман, автора книги «Неистовство: социальные корни массовых убийств в школах» , это не так: «Желание вести себя лучше является менее мощным мотиватором по сравнению со статусом, получаемым в процессе издевательств над другими людьми и их преследования…»
Упрашивать мучителей стать хорошими бесполезно. Наказание, как правило, их тоже не останавливает.
Большинство мучителей предпочитают измываться над своими жертвами публично, чтобы произвести впечатление на сверстников и продемонстрировать им свою «крутизну». Но все эти поступки теряют для них смысл, как только сверстники перестают обращать на них внимание. А когда еще и сторонние наблюдатели начинают давать им понять, что считают такое поведение неприемлемым, ситуация начинает меняться в лучшую сторону.

Итак, по каким же признакам можно понять, что ваше чадо может быть замешано в издевательствах над сверстниками? Если ваш ребенок:
• с трудом заводит друзей;
• мало заботится о чувствах других детей;
• нередко исключает других детей из своих игр;
• регулярно наблюдает акты вербального или физического насилия дома;
• внезапно начинает приносить домой игрушки или предметы одежды, которые вы ему не покупали… или деньги, которых вы ему не давали
то вполне возможно, что у вас в семье растет юный мучитель.

Чего же хотят мучители?
Они хотят того же, что и все остальные люди:
• чувствовать, что их любят родители;
• быть популярными среди сверстников;
• достичь успехов в каком-нибудь деле, а также ощущать, что они сами управляют собственной жизнью.
Они хотят чувствовать себя умными, сильными и способными, видеть, что их оценивают по заслугам.
Всем хочется достичь успеха хоть в чем-нибудь – например, хорошо делать домашнее задание, мастерски играть в какие-нибудь спортивные игры, даже просто научиться быть приличным человеком, достойным сыном или дочерью или всего-навсего хорошо относиться к самому себе.
Но когда ребенок чувствует, что его не любят, что он никому не нравится, что он ничего в жизни не умеет… когда его всю жизнь гоняют тумаками и высмеивают… он вполне может взять на вооружение стандартную для великого множества юных правонарушителей стратегию.
Если меня не любят, то пусть меня по крайней мере заметят!
Если мне не дано научиться быть хорошим, я лучше всех сумею быть плохим!
Я буду лучше всех крушить все вокруг и избивать людей.
Я буду лучше всех уметь делать так, чтобы вам было хуже всех.
Чем хуже будете чувствовать себя вы, тем лучше буду чувствовать себя я.
А еще мучители всегда находят своему поведению оправдание:
• я так делаю, потому что так делают все остальные;
• я так поступаю с ним, потому что он этого заслуживает;
• я так веду себя, потому что так ведут себя все в моем кругу;
• я так делаю, чтобы чувствовать себя выше и лучше других, а также
• я так делаю, чтобы не становиться жертвой мучителей самому.

Любой мучитель убежден: я лучше, чем ты, я имею право на любую жестокость по отношению к тебе, потому что ты – ничтожество.

Поскольку для девочек важнее всего взаимоотношения, именно в сфере взаимоотношений они и причиняют друг другу больше всего боли.

Мужские особи запрограммированы устранять любые разногласия путем драки. Все животные так делают… посмотрите, как бьются жеребцы… или самцы жирафов, козлы и гориллы. А как боксируют кенгуру! Это все из-за тестостерона и из-за того, как функционирует мужской мозг.
Кроме того, во всех мальчишеских ролевых моделях присутствует агрессия. Вы и сами видели фильмы, где два парня договариваются помахаться где-нибудь за пределами школьного двора или салуна. Они молотят друг друга, пока не свалятся с ног. А потом, извозившись в пыли, расквасив друг другу носы и выбив по зубу, расстаются друзьями. Конфликт исчерпан, и вражда забыта.
У девчонок все гораздо сложнее. Они для борьбы друг с другом используют слухи, изоляцию и отказ в общении… психологи называют это реляционным насилием.

Главными ценностями мучителя являются чувство власти и популярность. Уметь привлекать внимание окружающих для хулигана гораздо важнее, чем уметь проявлять доброту к окружающим. И у него не будет повода менять свое поведение, пока ему не перестанут обеспечивать то, чем он дорожит больше всего.
Школьные мучители сродни политикам. Им нужна популярность. Им нужна поддержка. Когда их сторонники – или сторонние наблюдатели – перестают поддерживать их своими голосами, их власти приходит конец.

Когда ситуация идет на поправку? Когда безучастные наблюдатели превращаются в активных защитников справедливости.

«Когда все вокруг бездействуют, начинаешь верить, что агрессор говорит правду».

КАК МОЖНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ЗАПУГАННЫЙ, ОКАЗАВШИЙСЯ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ РЕБЕНОК СМОЖЕТ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ, ЕСЛИ ВСТУПИТЬСЯ ЗА НЕГО НЕ РЕШАЕТЕСЬ ДАЖЕ ВЫ?

Если ничего не предпринимать, видя, как грубиян и хам измывается над другими, он будет думать, что тебя его поведение нисколько не беспокоит. Кроме того, своим молчанием ты наведешь жертву на мысль о том, что ей достается по заслугам. Так что же делать?
Сказать мучителю прекратить вести себя таким образом. Это можно сделать, например, так:
— Пожалуйста, оставь ее в покое.
— Ты не имеешь права над ним так издеваться.

Предложить жертве издевательств уйти вместе с тобой. Больше всего жертва преследований страдает от полного одиночества. Поддержать этого человека можно, предложив ему покинуть место событий вместе. Нужно просто сказать:
— Пойдем отсюда.
И уйти ВМЕСТЕ.
Стать жертве другом. Вы окажете живущему в страхе и считающему себя полным ничтожеством подростку огромную помощь, дружелюбно улыбнувшись или просто похлопав его по плечу. Вы даже не представляете, какое значение для него будут иметь даже самые простые фразы типа «Как у тебя дела?» или «Пойдем сегодня вместе обедать».

Разговаривайте с жертвой преследований. Показывайте, что вас тоже беспокоит сложившаяся ситуация.
А ты рассказал о том, что случилось, учителям?

Помогите жертве понять, что: а) издевательства – это ненормально, а также б) о факте издевательств следует сообщить родителям, преподавателям или полицейским.
Отведите подростка, ставшего мишенью хулиганов, на разговор с учителем. По понятным нам всем причинам жертвы преследований не обращаются за помощью к учителям. Но, предложив пойти к учителю вместе, а во время беседы рассказав о том, чему стали свидетелем, вы поможете жертве набраться смелости и проинформировать преподавателя о фактах издевательств.
Настоятельно рекомендуйте жертве рассказать о происходящем и другим людям. Спрашивайте:
— А твои родители в курсе?

Хорошие манеры – это проявление уважения к людям. А уважая людей, не будешь над ними издеваться.

• состраданию (т. е. умению понимать, что чувствует другой человек) мы учимся в два приема:
1) сначала мы учимся описывать словами собственные чувства, затем, поняв, что и как чувствуем МЫ сами,
2) мы начинаем понимать, что чувствуют и переживают ДРУГИЕ ЛЮДИ.

Умея чувствовать боль другого человека, не сможешь его обидеть или унизить. Понимая чувства других людей, не будешь ставить им фингалы, отнимать у них деньги или посылать им эсэмэски вроде «я тебя все равно убью».

Чувство сострадания заложено в нас с рождения, но его в детях нужно постоянно развивать и воспитывать.

Счастливые, хорошо адаптированные к социуму дети не получают удовольствия, видя слезы других детей.
Чтобы дети проявляли доброту, нужно помогать им быть добрыми.



свернуть

Подводя итог, рекомендую данную книгу подросткам и родителям, она легкая, но призывает задуматься о важной проблеме, а также пропагандирует уважительное отношение к людям, сочувствие и доброту, которые никогда не будут лишними в современном мире.

Доброта – это лучшее лекарство, но человека не вылечишь, наклеив ее, словно пластырь. Нужны ежедневные инъекции доброты… и тогда выздоравливать начнет душа человека.
Мы тратим так много времени, чтобы научить детей соперничать друг с другом… и так мало – на воспитание в них доброты. Но, несмотря на это, большинство из них растет абсолютно порядочными и неравнодушными людьми.
Какие же чудеса можно творить, сделав доброту главным предметом школьной программы!
цитата
Представьте себе школу, где шестилеток учат дружить, где им объясняют, как важно, чтобы в играх участвовали все дети без исключения. Представьте школу, где 8-летних детей учат делать друг другу комплименты, а десятилетки пишут сочинения на тему «Самый добрый человек в мире». Представьте школу, где подросткам дают задание снять видеоролики о печальных последствиях школьных издевательств.
Представьте учебный план, в котором есть предмет «Настоящие герои»… причем не те «герои», что стреляют по людям, а те герои, что несут людям добро. Представьте школу, в которой на еженедельных общих собраниях награждают тех, кто проявляет доброту и отвагу. И у нас есть, чем вас порадовать: такие школы существуют в реальности, и случаев издевательств в них стало вполовину меньше.
свернуть

картинка Tin-tinka

Комментарии


А в чём всё-таки причина травли конкретных индивидов? Автор отвечает на этот вопрос?

Хотя, наверно, это то же самое, что спрашивать, в чём причина неприязни вообще. Вон целые войны начинаются из-за того, что кто-то посмел быть инаковым, а на детях это просто выпуклее видно.


Не думаю, что "инаковым". У меня в одной из школ учился мальчик, который наоборот, старался "выслужиться", хотя был и симпатичный, и одет аккуратно и из полной семьи. Думаю, причины разные, чаще всего, когда сам индивид не может за себя постоять и позволяет к себе такое отношение. Не обязательно семья должна быть неблагополучна, а ребёнок одет не по моде или чем-то отличаться.

Галя, спасибо за рецензию, отложила себе в подборку :)


Так в этом и заключалась инаковость, что старался выслужиться, тогда как другие не старались :)


Книга легкая,но не пустая, так что если захочется отдохнуть, то советую.

Думаю, причины разные, чаще всего, когда сам индивид не может за себя постоять и позволяет к себе такое отношение.

вопрос не в жертве, а именно в мучителе

Почему во всем винят жертву?
Давайте соберем целый класс детей и спросим: «Кого у вас в классе преследуют и почему это происходит?»
Ответы будут приблизительно такого плана:
• Джим огребает за то, что он толстый.
• Мэри дразнят, потому что она туповата.
• Тима гоняют за то, что он одевается, как придурок, и говорит, как педик.
• Джейн достают, потому что она выпендривается своей красотой.
Никто из сторонних наблюдателей не скажет: «Над Тимом издеваются, потому что наши школьные бандиты просто хотят быть школьными бандитами… и если б они не выбрали себе жертвой Тима, то стали бы цепляться к кому-нибудь другому».
Никто из детей не скажет: «Тим стал жертвой, потому что его мучители – изуверы и мерзавцы».
Тому, чье дело сторона, гораздо проще решить: МЕНЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ НУЖНО ЖЕРТВЕ.
И редкий свидетель издевательств скажет: «Мучители проявляют жестокость по собственной воле. И Тим ни в чем не виноват».
Школьные издевательства почти ничем не отличаются от расизма
Когда человека преследуют за цвет его кожи, мы понимаем, что это плохо. Мы не говорим чернокожей жертве расизма: «Ты, наверно, сам сделал что-то, из-за чего у тебя все эти проблемы. Просто притворяйся, что они тебя совсем не волнуют! Или стань белым!»
Мы сразу возлагаем ответственность за преследования на расиста.
Сегодня мы признаем за женщиной право на работу в среде, где ей не грозят приставания или домогательства. Мы не говорим женщине, ставшей жертвой сексуальных преследований: «Просто сделай вид, что тебя все это не беспокоит».
Мы не считаем, что изменить свое поведение должна женщина. Мы сразу говорим, что виноват в домогательствах тот, кто домогается.
Но что происходит, когда одни люди дразнят и унижают других? В этой области наше мышление сильно отстает. Мы соглашаемся, что издеваться над людьми недопустимо, а потом говорим жертве: «Веди себя иначе! Притворяйся, что тебя высмеивают, а тебе все равно. Не носи с собой денег».

В книге очень много про это, если коротко, есть те, кому нравится самоутверждаться за счет издевательств и есть те ребята, которые становятся удобными жертвами(неуверенные в себе, без друзей и т.д.) Но главное, это поведение окружающих, молчаливое принятие свидетелей. Именно от них и от учителей зависит ситуация в школе, не молчать, не позволять унижать других - это единственное, что реально помогает, т.е. должны быть моральные нормы которые ограничивают агрессию как нечто неприемлемое.

цитаты

Большинство мучителей предпочитают измываться над своими жертвами публично, чтобы произвести впечатление на сверстников и продемонстрировать им свою «крутизну». Но все эти поступки теряют для них смысл, как только сверстники перестают обращать на них внимание. А когда еще и сторонние наблюдатели начинают давать им понять, что считают такое поведение неприемлемым, ситуация начинает меняться в лучшую сторону.

Исследования норвежского профессора Дана Ольвеуса подтверждают те факты, о которых вы уже знаете и сами. Существует два основных типа хулиганов и мучителей.
Мучители-жертвы сами подвергаются издевательствам дома, в школе либо и там, и там. У них мало друзей, у них довольно низкий статус в кругах сверстников. Они одиноки и оторваны от своей среды.
Именно «мучители-жертвы», т. е. дети, более неспособные терпеть издевательства со стороны своего окружения, как правило, устраивают массовые расстрелы в школах. Как сказал Эрик Харрис, один из подростков, расстрелявших учеников и преподавателей в школе Колумбина: «Так вы поплатились за свое отношение к нам».
«Крутые» мучители – явление гораздо более типичное. «Крутые» излучают уверенность в себе и имеют высокий статус в компании сверстников.

В результате исследований не удалось получить никаких данных, подтверждающих расхожее мнение о том, что хулиганы страдают от заниженной самооценки… У мучителей наблюдаются необыкновенно низкие уровни беспокойства и неуверенности…

Вот, мы познакомились с Тедом, который вырос, подвергаясь постоянным издевательствам. Тед ненавидит себя. Он стыдится себя. Он измывается над Джеми в попытках забыть о том, что его собственная жизнь – это ад кромешный.
ВОПРОС: допустим, вмешается отец и скажет:
— Ты – хулиган и законченный лузер. Постыдился бы. Я у тебя за это конфискую компьютер.
Будет от этого польза?
ВОПРОС: допустим, мать Джеми поймает Теда на улице и начнет кричать:
— Ты – просто неудачник и жирная сволочь.
Это поможет?
ВОПРОС: допустим, директор школы скажет:
— Стыдно должно быть! Я на неделю отстраняю тебя от занятий!
Будет это решением проблемы?
ВОПРОС: сколько нужно наказывать и мучить Теда, чтобы он превратился в нормального, счастливого подростка?
Никто на свете не заслуживает таких страданий, какие переносит Тед.

Но когда ребенок чувствует, что его не любят, что он никому не нравится, что он ничего в жизни не умеет… когда его всю жизнь гоняют тумаками и высмеивают… он вполне может взять на вооружение стандартную для великого множества юных правонарушителей стратегию.
Если меня не любят, то пусть меня по крайней мере заметят!
Если мне не дано научиться быть хорошим, я лучше всех сумею быть плохим!
Я буду лучше всех крушить все вокруг и избивать людей.
Я буду лучше всех уметь делать так, чтобы вам было хуже всех.

Эти люди нападают на других вовсе не из ярости, мотивом для атаки им служит отвращение и презрение. Эти люди просто не уважают окружающих.
Хулиганы и мучители набрасываются на людей не потому, что они их чем-то раздражают, а потому, что считают себя выше своих жертв. Они выбирают себе в качестве мишеней тех, кто слабее, и уже после этого придумывают, чем их жертвы заслужили такое наказание: она страшная, она толстая, она плакса.

Кое-кому нравится портить и ломать все вокруг. Именно такие люди ломают сиденья на остановках, бьют окна, поджигают почтовые ящики. Стоит им только увидеть сверкающий лаком «Порше», и они хватаются за гвоздь, чтобы процарапать от переднего крыла до заднего.
И что же, они расцарапывают краску на прекрасной машине, потому что с ней что-то не так? НЕТ! Они бросаются на нее, потому что с ней как раз все ХОРОШО.
• У вандала ни к чему нет уважения.
• Вандал просто хочет что-нибудь где-нибудь испортить!
• Если ему на глаза не попадется красивая машина, он сломает или разобьет что-нибудь другое.
ТО ЖЕ САМОЕ И С МУЧИТЕЛЯМИ!
• Они никого не уважают.
• Они просто хотят кому-нибудь где-нибудь нагадить!
• Если им под руку не попадешься ты, они примутся доставать кого-нибудь еще.

свернуть


Да, с агрессорами всё понятно, они психопаты, имеющие и принявшие опыт насилия в своей жизни как правильный. Я именно про жертв. Единственные 2 причины, по мнению автора, это неуверенность в себе и отсутствие друзей (кстати, а почему нет друзей?)?


Ну так, тоже самое и у жертв.
Сильная авторитарная мама... у нас был такой однокашка... его обижали мальчишки, потом уж девчонки подросли и стали возмущаться... (его обычно на перемене, где-то обижали). Про маму слышала от ее знакомой... он еще и заикался и моргал, когда волновался...

Либо отец, который не очень любит своего сына... нет поддержки, а только критика... насилие бывает разным.
Недавно повстречали знакомого мужа - ему за 40, на вид, чуть за 30, привлекательный мужчина со вкусом одетый... так вот, муж знал его отца и тот, когда приезжал к мужу на работу, всячески оскорблял сына, что тот неудачник, чуть ли не наркоман итак далее... впечатление, по рассказам папаши, что конченный и пр)), при этом, был в восхищении от хабалки дочери... а все просто, дочь, похожа на папу и внешне и по характеру, хвалился, какая она хваткая и нахальная, а сын... более нежный в маму. И таких случаев, тьма.
Бабушки и другие родственники... так же могут добавить.

А еще бывает, мама одна воспитывает и учит не обижать тех, кто младше, ниже ростом и вообще, что драться нехорошо...


Да, те, кто прямо явно болен неврозами и это очевидно с первого взгляда – человек неадекватно ситуации мягок и вежлив в очевидно маскулинном сообществе, где все ругаются матом, или заикается, или шепелявит, или одевается настолько аккуратно, как будто у него ОКР (или, может, он у него и есть), – это первые кандидаты на травлю. Но травят не только таких, а и обычных с виду. Один раз стала свидетельницей травли совершенно обычного с виду спокойного одноклассника. Правда, ему было настолько по барабану, что вскоре обидчики от него отстали, им стало скучно :D Но друзей, сейчас вспоминаю, у него действительно не было ни одного. Видимо, было в нём что-то такое, отталкивающее людей от него.


Правда, ему было настолько по барабану, что вскоре обидчики от него отстали, им стало скучно :D

Это называется здоровая психика) Значит, дома у него - точно все хорошо)

Видимо, было в нём что-то такое, отталкивающее людей от него.

Он ведь и сам мог их сторониться? Однокашек.
Может, во дворе у него были свои приятели... а тех с кем учился, он считал идиотами?) Всякое же бывает.
Или книжки читать любил больше, и живое общение ему было не нужно...
Да всякое быть может - богатый внутренний мир.


Да, ты права, скорее всего, он сам сторонился людей. Не любил общаться, с собой ему было интереснее.


Единственные 2 причины

причин может быть много разных, но все же по мнению автора, вопрос не к жертве, а к мучителю и обществу, с ними нужно работать. "Жертва" иметь право быть не такой как другие и не обязана меняться, потому что не она нападает и унижает, а на нее. Т.е. это вопрос толерантности, принятия иных.

почему нет друзей?)?

может человек стеснительный? Или просто не любит людей?)


Хорошие цитаты.

Люди делают в жизни то, что делают, по очень серьезным глубинным причинам.

Конечно... и у мучителя, в собственной семье может быть мучитель и не один... это его не оправдывает, конечно же.
На днях посмотрели фильм "Война"... он больше о жизни после, отца семейства, ну и его семьи...
Будут там и подростки мучители и те, кто помладше, такие же...
Пишу я это, к цитате про доброту... герой Кевина Костнера... после того, как его сына задирали... самого его оскорбляли... малым засранцам, отдает купленную вату (купленную жене и дочери)... сказав удивленному сыну (герою Элайджи Вуда), что-то типа - возможно те такие, потому что не знают, что такое доброта)


мучителя, в собственной семье может быть мучитель и не один..

да, ведь дети часто берут пример с родителей.

возможно те такие, потому что не знают, что такое доброта

мне понравилась идея урока доброты, вместо урока патриотизма, например)


мне понравилась идея урока доброты, вместо урока патриотизма, например)

мне эта идея тоже нравится)
Патриотизм будет, когда будет за что гордиться... тогда и уроки не нужны.


Школьные мучители сродни политикам.

Ооооо, какая правда жизни! Да, с политиками всегда сильно что-то не так, хороших политиков не бывает. Все нарцы и психопаты.


Где-то читала идею, что должны все править/управлять по очереди, принудительно исполнять свой долг, а не по желанию)
Т. е тогда контингент политиков разбавится тем, кто пришел не ради славы/выгоды, а именно чтобы отдать долг обществу

Но это тоже как утопия звучит. Хотя у Макаренко было что-то похожее, детей учили управлять коллективом, нести ответственность, хотя кто-то по натуре прирожденный лидер, а кто-то не может вести за собой и ему нравится подчиняться, но попробовать себя в роли "старшего" наверное стоит.

Кстати, о Макаренко, у него была идея, что старшие ребята должны шефствовать над малышами, т.е. у каждого должен быть друг из "больших". В данной книге тоже есть такой совет, это помогает против травли в школах


Ну всё, Галя, убедила, в ближайшее время попробую прочитать Макаренко. Побаиваюсь, конечно, - уж слишком малоприятное впечатление у меня оставил Викниксор, но попробую :)


Держу кулачки за него) Тебе может иное не понравится, но на Викниксор Макаренко точно не похож) Есть хорошая аудиокнига, я слушала в исполнении Сушкова Владимира


Спасибо, буду слушать тогда тоже его.


"Где-то читала идею, что должны все править/управлять по очереди, принудительно исполнять свой долг, а не по желанию)"

Это уже пробовали в древних Афинах. Со временем выяснилось, что так себе идея:)

А ведь это был всего лишь город-государство, где все друг друга знали...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B0#%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0


Да, наверное читала в Аристотель - Политика , спасибо за напоминание.

Со временем выяснилось, что так себе идея

А почему? Не хватало знаний у "толпы"?


Ладно бы только знаний. Но и ума не хватает. Всё-таки уровень умственного развития у аристократа и человека из "толпы" очень разный. Поэтому должны быть "социальные лифты" для поднявшихся над толпой, и Меритократия, а не власть утупков (периодически сменяющихся такими же утупками).


Так сейчас же правят утупки из толпы, а никакие не аристократы, и ничего. Так что дело точно не в этом.


Мне кажется остановить травлю , надо родителям с себя начинать. Дети же не просто так начинают кого то доставать. Вряд ли человеку которому прививают хорошение отношение к людям дома, захочется чмырить какого то одноклассника. И так же в школе очень сильно лидеры общественных мнений роль играют, которые собирают целую толпу, что бы загнобить не понравившегося им ребенка.

Как там пел добрый енотик "От улыбки станет всем светлей"  И так делее.


Саша, с возвращением)

надо родителям с себя начинать.

самое трудное)) всем надо с себя, но предпочитают с других))

А так да, согласна с тобой, ведь воспитание в этом и заключается, по идее, чтобы прививать лучшие качества.

Как там пел добрый енотик "От улыбки станет всем светлей"

Точно) Автор книги пишет


C вами такое случалось? В школе появляется новенький… назовем его Джо.
Сталкиваешься с ним в первый же день в коридоре и думаешь поздороваться, но потом вдруг решаешь: «Я ему скажу «привет», только если он сделает это первым».
Но он с тобой не заговаривает, а посему и ты тоже от приветствия воздерживаешься и уже к вечеру того же дня думаешь: «Какой-то не очень дружелюбный тип!» На следующее утро ты опять принимаешь решение: «Я, конечно, с ним поздороваюсь, но только после него». Но Джо снова ничего тебе не говорит, а значит, молчишь и ты.
.
На третий день вы оба втягиваетесь в какую-то непонятную игру. Вы притворяетесь, что друг друга даже не замечаете. Встречаясь с ним в коридоре, ты упираешься взглядом в пол, а он притворяется, что его что-то заинтересовало на потолке.
Спустя неделю, ты говоришь себе: «Какой-то придурок… Ну и ладно, он мне и так не слишком-то нравился».
Но что же все это время думает Джо? «Я с ней, конечно, поздороваюсь, но только пусть она заговорит первой». То есть пока ты боялась заговорить с ним, он точно так же боялся заговорить с тобой.

Саша, с возвращением)

Спасибо, Галя.

Точно) Автор книги пишет

Да так и есть. Это как в песне :

Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть не оглянулся ли я.




Как известно, за любым преступлением (а травля – это его разновидность) скрываются психологические травмы и личная трагедия преступника. Причём как бы ни вела себя потенциальная жертва, вина и ответственность за насилие всегда лежит на обидчике.

родители должны делать все от них зависящее, чтобы не воспитать детей-агрессоров, как и детей, слишком мало себя ценящих

Кстати, даже в одной семье могут вырасти две противоположности: агрессор и жертва. Такое происходит, когда дети, получая от родительского воспитания одинаковые травмы, автоматически вырабатывают разные психологические защиты. Например, нарциссизм и созависимость растут ведь из одного корня, имея похожие уровни травматизации, но разные механизмы совладания с полученной психотравмой.

Чувство сострадания заложено в нас с рождения, но его в детях нужно постоянно развивать и воспитывать.

Отличная цитата! Возможно, на передний план всё-таки выходят именно сложности с состраданием, которое вырабатывается не спонтанно, а с помощью обучения и объяснения. Природа ведь даёт нам лишь стартовый импульс в виде сочувствия, сосредоточенного в пределах нашей семьи. Если же мы хотим направлять сострадание на других людей, мы действительно должны постоянно развивать и воспитывать его в себе и своих детях. А "ежедневные инъекции доброты", на мой взгляд, далеко не всегда помогут, так как вряд ли они способны, например, исцелить человека, лишённого обычной эмпатии.


ежедневные инъекции доброты

думаю что под "добротой" понимается более общее понятие, которое включает сочувствие, эмпатию, желание сделать что-то хорошее и т.д. Поэтому сострадание и обучение ему входит в понятие доброты.

далеко не всегда помогут...исцелить человека, лишённого обычной эмпатии.

если человек совсем лишен, то наверное, но это скорее исключение, некий порок органический?

А можно ли у взрослого ее пробудить, если в детстве не развили, как думаешь? Или время уже упущено?


Думаю, что можно и у взрослого развить, если у него есть какие-то её зачатки и соответствующая мотивация. Но только делать это должен, конечно, не кто-то другой, а сам человек, работая над собой. Ведь никого, кроме себя, мы изменить не можем.


я доооолго сейчас все комментарии чи тала и думала. со многим согласна, даже самой формулировать не надо. главное, в начале сказали: это история гадкого утенка- ты не такой, как все. если ты другой да при этом не с норовом, сдачу не даешь- будем учить жизни по-своему, часто издевательствами и битьем. конечно, такого ребенка надо сразу перевести в иную школу. в иной класс...тогда там должны быть те, кто его в обиду не дадут, там он найдет среду, ему интересную, где будет расти без психологического прессинга.
безусловно, все с семьи надо начинать, согласна. агрессия идет из дома: обида детей на что-то, били, ...
и ещё. буллинг ведь всегда бил, и в советских фильмах он даже проявлялся. в литературе. только это модное словечко у нас не знали, называли дракой, выяснением отношений, к примеру. было "тихое" издевательство над слабыми. сама училась в таком классе, где под давлением хамов и неучей жила с 5-9 класс. а пока работала в школе, то в моем классе ставили на колени слабую, зас тавляя лизать обувь. причем девочки девочку. жуть, но было...
к слову, автор же книги не россиянин? описывает, исходя из реалий своей страны? а , любопытно, кто пишет наш, знакомый с нашим социумом, бытом, режимом жизни простых российских семей, где есть школьники, Галина?.. с уважением.


Прочитав про лизание обуви, вспомнила ещё про дедовщину в армии, где людей вообще до смерти доводят. Правда, с дедовщиной всё понятно, в этом случае рыба гниёт с головы, и её можно просто запретить административными методами. В принципе, в школе тоже можно было бы, если б было желание. Всех, замеченных в травле, переводить в школы для неблагополучных подростков, а детей постоянно поощрять сообщать учителям и родителям о случаях травли.


Всех, замеченных в травле, переводить в школы для неблагополучных подростков

думаю это лишь ухудшить все может. Должны быть строгие правила против травли это да, иностранный автор пишет, например, о том, как за обиду других детей, ребят-агрессоров не выпускали на переменах гулять до двор. А еще в американских фильмах часто после уроков оставляют детей, видимо распространение наказание.

дедовщиной всё понятно

наш автор пишет, что в некоторых странах дедовщина в школах - норма и традиции, например, в Англии и Японии и школы не особо заинтересованы менять систему, так как считают, что это на пользу


Серьёзно? Вот гады. Это на какую такую пользу дедовщина неокрепшему психически детскому организму?


Вот интересный пример: на частные элитные школы Великобритании не распространяется действие общегосударственных программ по профилактике буллинга. Одной из причин является то, что физическое насилие, оскорбления и другие формы травли – это освященная веками традиция отношений между старшими и младшими учениками. Такая вот узаконенная «дедовщина», которая, по мнению руководителей этих элитных школ, помогает воспитывать характер, формирует терпеливость, стойкость и сплоченность перед лицом превосходящей угрозы.
Япония – одна из немногих стран, где еще с XIX века, а может, и раньше, было хорошо известно о существовании такого явления, как травля в школах. Однако японцы воспринимали буллинг как естественный процесс взросления. Считалось, что каждый школьник должен пройти через унижения и издевательства одноклассников, чтобы закалить характер. Как и в английских школах, такая своеобразная традиция дедовщины. Разумеется, жаловаться на издевательства было нельзя. Того, кто не справлялся с травлей самостоятельно, называли «слабаком», не способным в будущем защищать семью и достойно служить обществу.

Мне кажется, что и в университетах это часто бывает, всякие закрытые сообщества, чтобы туда войти, надо пройти некую сложную /унизительную инициализацию и т.д.

Но может автор и не права, неверно трактует информацию?


Да, может, и верно - всегда люди хотят друг над другом издеваться... Скорее, полное отсутствие издевательств и отношения на равных в любой группе людей - не норма...


Ну не знаю, видимо тут надо отличать травлю от конфликта, как пишет автор в книге Наталья Цымбаленко - Буллинг. Как остановить травлю ребенка Конфликты это норма, драки мальчиков видимо тоже (это уже автор Эндрю Мэтьюз - Как остановить травлю? Помогите ребенку справиться с обидчиками в интернете и школе считает нормальным поведением самцов;), мне то с женской точки зрения драки не кажутся нормальной ситуацией), а вот травля это уже ненормально, это спланированное преследование, доведение до психоза или самоубийства, которое занимает длительное время и проблема не решается, т.е нет логического конца, в отличие от конфликта, как я поняла


Да, согласна, конфликты - это нормально и даже хорошо, позволяют выяснить расстановку сил, выпустить пар и решить проблему. Травля - это по сути затянувшийся конфликт индивида с неким социумом. И вот здесь, мне кажется, как раз и хорошо сменить социум. Но только надо чтобы сама жертва травли поучаствовала в выборе нового социума и вообще в решении конфликта, а не просто была выдернута из него под попку нежной родительской или какой другой рукой в пуховой варежке. Хотя бы слегка побултыхалась сама. Но здесь тоже важно не переборщить со сроками, у каждого свой порог времени и силы воздействия стрессора для получения травмы...


Вот российская книга. Наталья Цымбаленко - Буллинг. Как остановить травлю ребенка Здесь, похоже, больше о принуждении травящих к прекращению травли, а не об уроках доброты. В России проблемы перекоса силы решают силой :D


Спасибо вам. Сохраню. Сейчас читать подобное не готова морально вовсе. Все же...есть иные вопросы бытия. Здесь...пусть первоначально родители поставят себе задачу разобраться. С уважением.


Спасибо за рассказ о книге, я ее прочла) В России просто нет явной схемы, каждый директор/учитель/родитель сам должен что-то придумать, у нас тема травли закрытая.

А книга Натальи скорее методичка о том, как прямо сейчас действовать, если травля ребёнка идет, там меньше воды, но тоже есть интересные примеры международного опыта


Я для интересна прочла автора русского, сравнила какие у нас местные реалии, так что напишу в следующей рецензии про это.

пока работала в школе, то в моем классе ставили на колени слабую, зас тавляя лизать обувь. причем девочки девочку

А вы как учитель что-то предпринимали?

Я так понимаю, многое зависит от школы, она должна совместно с родителями предпринимать действия против травли.

Вообще интересно,сколько учителей подвергается травле со стороны учеников, возможно "травля" слишком громкое слово, но доводят ученики мягких педагогов и тут надо некую комплексную работу проводить в целом в сообществе детей, учить уважению.


ой, Галина... Только одно скажу (вы все верно написали): мягкость ни при чем. Воспитание и уважение ко взрослому должно идти из семьи. С 2000-х годов учитель, как большинство в стране, "обслуживающий персонал". Увы. Слово лишнего не скажи, не накажи... Сколько не учеников, а учителей "униженных и оскорбленных" своими же учениками-нет и не может быть статистики...С уважением.


Я вот узнала недавно, что в классе у моего ребёнка доводят учителя, по глупости, мальчишеской дури, но все же это удивительно, почему учитель не вызывает родителей, нет наказания этим мальчишкам? Что изменилось, ведь нормы поведения в классе никто не отменял, почему учитель вдруг становится беззащитным?


..это будет дискуссия о моей боли.. не стоит...Одно лишь: правила диктуют сверху. Почему все СМИ, общественность давно кричат: нет того образования, что было...? Вспоминаю совеские фильмы: идет учительница по селу, из двра то одного , то другого выглядывает хозяйка: "Здравствуйте, Марья Ивановна!-кланяется.- Как там мой остолоп-то?"...И долгие кадры, где мать, внимательно слушая, кивает, запоминает, а ее "остолоп" грядками к дому пробирается... Вчера иду в парке с песиком, а передо мной вдруг остановились три молодые мамы. Одна громко, показывая в экран гаджета: "Нет, смотри! Вот пчять у него! ну да, диктант! А это-то тройка за что? Нет, глянь! У него? У Степки-то четыре, а моего за что? И почему она не ответила? Сейчас ещё в чат напишу!". Галина, я молча ушла, настроение было на нуле. Сейчас иное время. Родители общаются в чатах, учителя обязаны, а не должны... Да ну... Предъявить требования к родителям можно, но учитель знает цену это, расставляет приоритеты......


Я все же надеюсь, что это единичные хамоватые родители вам попадались. Мы в нашем чате обсуждаем, как защитить учителя, чтобы она от нас не ушла, как повлиять на безмозглых мальчишек, родители многие пишут, что просто не знают, что дети себя плохо ведут, так что надеюсь, что адекватных людей все же большинство. Подросткам нужны границы, строгий выговор и разбор полётов,возможно, как раз помог бы им осознать, что их поведение недопустимо


всегда помню: "капля камень точит" и то, что актер играет даже при одном зрителе... Тут масса всего.. А ещё помню, что ложка дегтя всегда существует. Вам повезло, Галина, что рядом с вашими такие же воспитанные родители. С уважением.