Больше рецензий

20 октября 2023 г. 14:53

350

3.5 ...и ничего не стало

Странное ощущение, когда читаешь книгу и она особенно не трогает, но вот она заканчивается – и остается тихая грусть. От того, что вот показана жизнь не очень тебе приятных людей, да и жизнь то не особенно примечательная, но все не так, и все не то. И от этого печально, потому что очень часто так и бывает на самом деле. Мечты что-то сделать остаются в графе «юношеский максимализм», любовь проходит, энергия выдыхается, шарм куда-то пропадает. И в послевкусии иногда кажется, что и не было этого ничего, потому что в ярких днях все вокруг искрится и представляется достижимым и замечательным, будь это даже не так; в мрачных – остается ощущение, что и раньше была ложь и фальшь. Только не всем еще везет быть богатым, блестящим и знаменитым, как героям этой книги.

Если посмотреть большинство отзывов, то удивительно, насколько много людей считают Дика падшим ангелом морали и нравственности, которого сожрало время, окружение, жена, порядки. Чуть менее удивительна радость других за Николь и ее перевоплощение. Я бы сказал, что увидел в каждом из них много отталкивающего, и, если бы не стиль и сила слова Фитцджеральда, только недоумение и осталось бы. Тем более, так уж я устроен, что мне сложно сопереживать героям, которые в реальной жизни смотрели бы на меня как на червя только потому, что не могу позволить себе поучаствовать в их великолепных, оригинальных и интеллектуальных забавах. Хотя, как отлично показывает автор, за великолепием часто прячется гниль и даже истинное плебейство под позолотой. Оригинальность во многом остается примерно на уровне забав подростков, только с ресурсами взрослых людей. А при всем интеллекте главная тема для дум и разговоров – сплетни, любовные приключения, ожидание падения соседа более, чем радость его успехам.

У богатых свои причуды. И часто они строятся вокруг денег и статуса. Для меня уже давно не новость, что нехватка денег у миллионера (долларового, конечно) часто ощущается острее, чем у человека, отдающего сбережения на одежду в дисконт магазине. Не новость, что баталии вокруг раздела замков, поместий и яхт не менее наполнены гневом, подлостью и бесчеловечностью, чем дрязги родни за квартиру-однушку в хрущевке, оставшуюся от покойной бабушки. Человек остается человеком. Или нет. И конечно лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, но само по себе это ничего не решает. Дело не в амбициях, а в ценностях.

Вот и здесь, если совсем просто. Был замечательный и талантливый парень Дик. Он хотел стать самым лучшим в мире психиатром. А еще хотел славы, чтобы все его любили, чтобы получалось все само собой, и он был солнцем в блестящем кругу замечательных людей. Не за какие-то там титулы или еще что-то, а просто, потому что он таков, и он классный. И в общем-то он и был не плох. И был очень популярен. И так вот порхал по миру в череде радостного кутежа.

В самом начале ему попалась потрясающе красивая и тонкая девушка Николь. С одной проблемой – она была пациентом психиатрической клиники, куда ее сбагрили родственники, американские владельцы несметных богатств. Папа миллионер вошел в соитие с дочерью, что и стало причиной ее нервного срыва. Дик быстро воспринял Николь не только как пациента. Любовь, женитьба. Которую злые языки называли покупкой врача для больной дочки. Но пока пара была хороша, все у них было замечательно.

А потом Дик соблазнился молодой актриской. Чуть позже, начал переживать, что ничего в жизни не добился. Кутежи стали не такими красочными. Привычка к богатству более отчетливой, роль альфонса – более унизительной. Да и Николь поднадоела. В итоге выпивка, блуд, драки, агрессия, падение. В его самой низкой точке как раз Николь поняла, что она уже не больна. Что Дик, превращающийся в карикатуру на себя, в мощи, теряющие силы огромными темпами, ее больше не интересует. Что ей пора создавать свой мир, а не крутиться в его мире. И она с корабля на бал бросается в объятия к любовнику.

Что мы имеем в итоге. Дик прошел путь от молодого многообещающего таланта к золотому бездельнику и до жалкой развалины. Но с Николь он поначалу был искренен, помог ей спастись, наполнил ее жизнь энергией и смыслом. А Николь была в застенке с расстроенной психикой, потом попала в обласканный солнцем сказочный мир Дика. Потом мир этот потускнел, приобрел фальшь, и лживость движения по инерции. И она нашла силы спрыгнуть с тонущего корабля. Все правильно. Только когда тонул ее корабль, - ей помогли.

Ничего не вышло замечательного. А трагедией это не назвать – слишком много было шансов на лучший исход. Да и кончилось все не так плохо. Так оно на самом деле обычно и бывает. Ни трагедия, ни фарс – просто обыденность, пошлость, тускнение. И именно от очередного осознания этого внутри поселяется грусть.