Больше рецензий

18 октября 2023 г. 17:40

196

3 Трущобный нуар

С творчеством Акунина до прочтения "Любовника смерти" знаком был более чем шапочно - когда-то читал его "Писатель и самоубийство", а еще раньше, когда-то совсем уж в незапамятные времена, смотрел "Турецкий гамбит" - фильм, вышедший в благословенную эпоху, когда в россии начало появляться пристойное массово-развлекательное кино на оригинальном отечественном материале. Потом прошла эта эпоха, да и вообще достаточно много времени успело пройти, и вот, спустя много лет, я осознал, что ни одной книжки о приключениях Эраста Фандорина до сих пор так и не прочитал.

Прочтя же, остался под приятным впечатлением. Во-первых, здорово, что акунинский цикл в целом сюжетно "вертикален"; по крайней мере во время прочтения "Любовника смерти" я не ощутил никаких неудобств из-за того, что ни с одной из предыдущих частей (за исключением "Гамбита" - и того в экранизации) ознакомлен не был. Во многом, думается, это заслуга выбранной Акуниным стратегии литературной игры, в рамках которой каждый роман - это текст, выполненный в определенном поджанре детектива (особенно приятно, что автор не преминул сжульничать, собственноручно выдумав пару-тройку этих самых поджанров). Отсутствие необходимости даже поверхностно знакомиться со всей биографией г-на Фандорина порадовало еще и потому, что, на мой вкус, в любом детективе (особенно серийном) слабейшим звеном всегда оказывается образ заглавного расследователя - благо, в "Любовнике смерти" акунинской версии Холмса отдана второстепенная роль.

А вот исполнение роли заглавной удалось более чем, поскольку на первом плане в романе выступает пестрое общество разнообразного сброда - униженных и оскорбленных, упавших, но гордых, жестоких и жадных до наживы и т.п. Изобретенный поджанр детектива, охарактеризованный автором как "диккенсовский ", обязывает. Пейзаж неблагополучных районов старой Москвы, создающийся во многом за счет того, что наблюдается с точки зрения типичного представителя этих районов, сироты и воришки, получился чрезвычайно фактурным.

А вообще, конечно, обидно, что упомянутое выше отечественное развлекательное кино в какой-то момент сменило вектор: "Любовник смерти" - идеальный материал для экранизации. Получился бы эдакий постмодернистский неонуар в духе братьев Коэн (здесь даже их любимый сюжетный мотив - несколько разномастных негодяев в погоне за большим кушем) с обязательной для нуара femme fatale - женщиной, обреченной с самого начала и обрекающей на смерть других, а также с настоящей мексиканской дуэлью в финале. Отличное развлекательное кино получилось бы. Созданное на основе отличного развлекательного чтива.