Больше рецензий

16 октября 2023 г. 15:39

294

5 Спойлер Документалка превратилась в "Outlast"

Дочитывая роман Адама Нэвилла "Дом малых теней", я уже понимал, что со временем мне захочется добавки. Когда это случилось, мой выбор пал на "Судные дни" (в другом издании, что не критично). Удивительное соответствие года написания (2012) и названия. Впрочем, "двадцатые" начались куда интереснее.

При всей заманчивости завязки, меня не покидало ощущение, что книга понравится меньше "бродилки" по особняку с красными стенами. Почему? Я ожидал, что, во-первых, будут похожие сюжетные повороты, и, во-вторых, вместо одной проработанной локации покажут несколько схематичных либо попросту приевшихся.

Да, как будто полусгнивший особняк кому-то ещё не приелся.)

И-и-и… в принципе, так всё и было. Поначалу. Из-за привкуса самоповтора я очень тянул с чтением первых восьмидесяти страниц, но к середине истории особенности книги перебороли желание сравнивать "Судные дни" с "Домом малых теней"

(в ДМТ были флэшбеки, в СД – интервью на камеру; в ДМТ был поехавший кукольник, связанный с мистической хренью, в СД – лже-мессия с повадками сутенёрши, достучавшаяся до мистической хрени; в ДМТ детей…),

и дело пошло веселее.

На мой взгляд, главной фишкой романа является качественный закос под "основано на реальных событиях". Естественно, приплели "Семью" Мэнсона (не музыканта) с их реальными преступлениями. Интервью прописаны очень убедительно. Вроде и не очень много деталей, а веришь — веришь и проникаешься. Это как читать криминальную хронику: читаешь, читаешь и вдруг понимаешь, что за сухим пересказом скрывается реальная жесть. После последнего интервью поймал себя на мысли: "Мда, песец до чего люди дойти могут!". Более того, на минуту я поверил, что СД – это художественная интерпретация реального случая, даже загуглил. Но нет, всё выдумка… То есть, секты и их зверства, конечно, не выдумка, но "Храма Судных дней" никогда не было. Наверное.

Коротко о том, как появляются "некрономиконы" и прочие "Лавкрафт писал правду". ;)

На самом деле, в книге много моментов, характерных для ГФЛ. Долгое время мы не видим мистическую хрень в открытую, но видим её следы, глюки главного героя и слышим от разных людей фразы в духе:

"Мы не знаем, что это такое. Если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое" –

и тут же попытки объяснить всё логически. Видим, как из-за паранойи люди едут крышей и выходят в окно.

"Может быть, я параноик, может быть, совсем не зря…"

Так что фаны ГФЛ вряд ли будут разочарованы.

Ещё из интересного тут будни независимого режиссёра, а также проблемы, до которых его эта самая независимость довела. Я сказал "из интересного", но не "из приятного", заметьте.

Если ты продолжишь писать неформат, то закончишь как он. =)

Но вот я пересёк экватор, а съёмки документалки с упомянутыми фишками закончились. И что дальше? Всё?
К счастью, Нэвилл нашёл, чем заполнить образовавшуюся пустоту.

Главный герой знает, что с ним случится – он видит других "счастливчиков", своё будущее в них и отчаянно желает его избежать. Очень скоро появляются подсказки, в какую сторону копать, чтобы выжить...

Чему я очень рад, так это проработке предыстории всего движа и мистической составляющей. Если по итогу прочтения "Дома..." я так и не понял, что за фигня являлась первопричиной, то в "Судных днях" всё более-менее поясняется.

"Более-менее", мда. Почти всю книгу нам в лавкрафтианской манере намекают, а потом — бац! — вываливают несколько страниц монолога, где всё повторяют, разжёвывают, повторяют и разжёвывают ещё раз, вот чтобы наверняка... и зачем-то приплетают Сталина и Гитлера. Adam Nevill, what the heck?! Впрочем, не путаем позицию автора с позицией персонажа.

Подытоживая, скажу, что "Судные дни" воспринимаются более масштабными и разнообразными, чем "Дом малых теней", но не такими плотными, вязкими... не такими депрессивными, что ли. Нет, были случаи, когда я читал не отрываясь и обнаруживал, что у меня от волнения пересохло в горле — это хороший знак — но ощущения прямо-таки беспросветного трындеца почему-то не возникало, а финал показался предсказуемым.

Думаю, это из-за динамики романа в целом. Герой в постоянном движении, постоянно куда-то едет, летит, идёт... а еще постоянно курит, пьёт и почти не спит. А как мы знаем ещё по "Алисе в Стране Чудес", если достаточно долго куда-то идти, то куда-нибудь да придёшь. Вот главный герой и пришёл.

Жизнеутверждающе, однако.

Кладбище мыслей и чувств