Больше рецензий

sibkron

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 мая 2014 г. 10:16

335

5

Пьесы Беккета навсегда перевернули наш мир. Можно по-разному читать и интерпретировать его драматические произведения: кто-то найдет автобиографические мотивы, кто-то религиозную символику, и т. д. Чтение произведений этого автора не может иметь середины, либо принимаешь, либо нет.

Сборник полезен тем, что можно проследить ретроспективно эволюцию Беккета-драматурга: от первой "Элефтерии" (не по времени публикации, но по написанию автором) до поздней "Что где". Уже в первой пьесе (наверное, наиболее прозрачной, так как здесь Беккет был ещё многоговорящий) автор показал себя как умелый экспериментор, заставив зрителя не просто созерцать действо, но участвовать в нем самому онтологически (ввел зрителя и суфлера в качестве персонажей). Уже здесь высказываются мысли об абсурдности существования, а Виктор - один из первых героев-бунтарей Беккета (его бунт чем-то похож на бунт Бартлби из одноименного рассказа Мелвилла, намеренный отказ от разговоров и участия в действе). Бесспорно "В ожидании Годо" наиболее сильная вещь, но такие пьесы как "Эндшпиль", "Что где", "Катастрофа" не намного ей уступают. Да и "Действия без слов" великолепны. Особенно впечатлило первое "действие", в которой Беккет уподобил человека обезьяне, достающей банан. Такое ощущение, что автор издевается над своими героями, заставляя повторять одно и то же, заставляя доставать пресловутую бутылку с водой. Смеясь над героями, мы по сути смеемся над собой. Это наша жизнь - сплошное повторение и набор ограниченных механических бездумных действий. Это наш мятущийся дух ищет неустанно своего "Годо" в постоянном ожидании смерти из "Катастрофы".

Сэмюэль Беккет. В ожидании Годо. Пьесы