Больше рецензий

Champiritas

Эксперт

Encore un moment, monsieur le bourreau...

9 октября 2023 г. 14:54

796

4 История картин

Карл I известен своей страстью коллекционирования предметов искусства, и эта книга позволяет посмотреть на историю через призму купли-продажи полотен и статуй – весьма неожиданный ракурс!

Книга поделена на две части – в первой автор рассказывает, как и кто вообще положил начало собранию в Англии коллекций мировой живописи и как Карл продолжил эту славную традицию. Откровенно сказать, истории дипломатии и договорённости по поводу покупки меня не сильно зацепили, так как мне не очень интересны посредники. А вот история поездки в Испанию самого Карла и Бэкингема, где они не только на Инфанту поглядели, но ещё и прикупили «католических» картин – вот это уже ближе к сфере моих интересов. Дорогими покупками король произвёл впечатление на Габсбургов, но пока дошло дело до высокой политики, впечатление это уже улетучилось. А вот в родной стране с протестантскими нравами картины итальянских художников на библейские сюжеты вызвали неоднозначную реакцию. Тут я забыла сказать, что фаворитами Карла были Тициан и Рафаэль - художники, обслуживающие католиков.

Запомнились несколько курьёзных случаев связанных с покупкой картин – ни чума ни сложные правила расчётов, ни риски связанные с перевозкой не мешали сделкам. В какой момент картина или статуя принадлежат покупателю? Странно, но законов, регулирующих передачу, как таковых не было. Сложно было и с оценкой подлинности. Так, были попытки выдать за Рафаэля картины других художников.

Сам Карл был пламенным коллекционером, но мало разбирался в том, что покупал. В основном он любил «готовые коллекции», легко поддавался на уговоры, особо не торговался.

Во второй части говорится о продаже коллекции в связи с долгами, которые король оставил стране. Так картины из коллекции разбрелись по Европе. Об этом даже больно читать. На так называемых «публичных рынках» коллекция Карла распродавалась очень медленно и приходилось привлекать частных покупателей. Караваджо тогда ещё не так ценился как сейчас, по тем временам он вообще считался современником, так что покупка его картин шла с особенной осторожностью.

Вот что плохо в этой книге, так это отсутствие сводной таблицы, за сколько куплено и за сколько продано и кому. По тексту выискивать судьбу и цену той или иной картины – очень неудобно, тем более, что не всегда понимаешь, о какой картине идёт речь. В книге есть три вклейки с изображениями, но там, разумеется, не всё. Так что, подводя итог, скажу, что тема интересная, но новичку, мало разбирающемуся в истории искусств, здесь будет не так легко. Тут хорошо посидеть с карандашом и гуглом, чтобы прям всё-всё учесть. Время и терпение ещё бы для этого!. 4 из 5.

P.S. В следующий раз, когда очередной экскурсовод из Оружейной палаты начнёт вам рассказывать про большевиков, разбазаривающих культурное наследство страны, напомните ему, как англичане на аукционах и через дилеров продавали своё культурное наследие по всей Европе, особо не споря в ценах.

Для моба "Спаси книгу -  напиши рецензию"