Больше рецензий

annetballet

Эксперт

ЛюбительЛайвлиба

5 октября 2023 г. 12:34

504

4.5 Монополия на страдания

Уничтоженное две тысячи лет назад государство возродилось к новой жизни.

Книга основана на реальных событиях только сюжетные персонажи вымышлены. Обычно избегаю исторические романы, а слова в аннотации, что Леон Юрис – это «американо-еврейский Пикуль» не добавляют мне азарта. Однако любопытно было узнать о возвращении евреев на историческую родину спустя две тысячи лет. Ничего не зная об этом вопросе, книга повергла меня в культурный шок. Не сказать, чтобы я когда-нибудь думала о мире, как о добром и честном месте, и тем не менее ситуация вокруг государства Израиль середины прошлого века впечатляет.

Я писал о моем народе, который пред лицом равнодушного, а то и враждебного мира одной лишь отвагой совершил бессмертный подвиг.

При этом Юрис пишет так, что весь мир кажется гиблым местом. Всей душой болеешь за успех Земли Обетованной. Мировая политика, особенно некоторые представители, вызывают ненависть. Негодование тут совершенно оправдано ибо гадкие англичане и мерзкие двуличные арабы показали себя хуже нацистов в Германии.

ГИТЛЕР УБИВАЛ НАС, А АНГЛИЧАНЕ НЕ ДАЮТ НАМ ЖИТЬ!

Создание английских лагерей для евреев и миграционная политика заставляли волосы вставать дыбом. Убийство беженцев тысячами в море на ветхих суденышках, обстрел и блокада судов с евреями. Самым громким делом оказалось судно «Эксодус», история которого и легла в основу первой части книги. Триста детей бежали из английского лагеря для евреев, их погрузили на корабль, а затем держали в гавани. Лишь бы эти дети не попали в Палестину. В виде протеста дети объявили голодовку. Вся эта история вызывает больше даже страх, чем злобу. Логично вырывается восклицание - и эти люди считают себя победившими Гитлера.

Думаю каждая часть мира, которая была против евреев изображена здесь в черном свете. Те же государства, которые оказывали, пусть незначительную, но поддержку евреям, удостоились добрых слов. Самыми интересными были моменты о голосовании и принятии резолюции ООН о Палестине, о борьбе евреев с арабами и создании уникального оружия «давидка», о вкладе евреев в победу над фашизмом, организация миграции (алия). Хронология боев с арабами была откровенно скучной, но возможно это был единственный способ кратко показать масштаб борьбы.

Забавная ситуация описана, как люди, которые «не в теме», а равно не евреи, узнавали об Израиле. Шеф говорит летчику, что машину нужно доставить из Аляски в Израиль. А где это они не знают. Сначала пол дня облазили всю карту, потом пошли по барам расспрашивать народ - это такой способ узнавать новости на Аляске. Пока не разбудили хозяина книжного магазина (разумеется еврея).

Роман не был бы романом, если бы не рассказывал о жизни и любви. Большие части романа повествуют об истории главного героя Ари Бен Канаана, начиная с 1884 года в Житомире. Двое главных героев второго плана тоже удостоились собственной истории. Это Карен – еврейка, дочь берлинского ученого, чье спасение состоялось благодаря лояльности Дании. И Дов Ландау мальчик с ужаснейшей судьбой, 13-летний борец варшавского гетто и узник Освенцима.

Любопытно как пишут о любви между евреями. Каждый раз читаешь, что он и она встречаются и остаются навечно вместе, им сразу становится ясно, что друг без друга они не могут, им безразлично что скажут мама и папа, из нужного слоя общества избранник или нет. Они склеиваются как две намагниченные пылинки. Про всех людей других национальностей мы читаем, как они страстно влюбляются, или иногда сохнут безответно, но потом все равно сливаются в одну ячейку общества. Затем они понимают, что им скучно, сложно, плохо или грустно. Герои расходятся, испытывают депрессию, изменяют или сходят с ума. В общем у «других» людей тысяча и одна версия, но только не у евреев.

Прослеживается поразительная монополия евреев на страдание. Начиная от библейских исходов, включая тяжелое положение в средневековой Европе, бесправную жизнь в Российской Империи, Польше и затем в Советском Союзе. Беспрецедентный геноцид немцами и дальнейшее угнетение англичанами. Еще в детстве я никак не могла взять в толк почему все ненавидят евреев. Их вечное амплуа - делец, знаменитый врач, ловкий юрист, надменный артист иногда жадный процентщик. Можно понять, что трудно ненавидеть русского иванушку-дурачка с гармошкой, высокомерного сноба француза или китайского молчаливого мандарина. Но есть же нации жадные, склочные или воровитые. Неужели дело только в численности.

***
Открытая книга, тур 127
Благодарность за совет – Marka1988 !

Комментарии


Спасибо за рецензию, беру в виш)

Желания почитать теперь арабского автора, чтобы сравнить различные точки зрения на этот вопрос не возникло?:)

Я как раз недавно встретила в книге Ханна Арендт - Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме интересную информацию о первоначальном сотрудничестве сионистов и нацистов по вопросам миграции и их сплочённости против Британии

Особенную ценность для Эйхмана представляли эмиссары из самой Палестины, которые по собственной инициативе, без санкций со стороны немецких сионистов и еврейского Палестинского агентства, вступали в контакт с гестапо и СС. Они прибыли, чтобы заручиться поддержкой нелегальной иммиграции евреев в находящуюся под управлением Британии Палестину, и гестапо и СС в этой поддержке им не отказали. В Вене они вели переговоры с Эйхманом, который, согласно их отчетам, был «вежливым», «не повышал голоса», он даже предоставил им фермы и другие производственные площади для организации временных тренировочных лагерей для будущих иммигрантов.

Как писали Джон и Дэвид Кимчи,«основные действующие лица этой истории пришли к полному взаимопониманию»: евреи из Палестины говорили на языке, почти ничем от эйхмановского не отличавшемся. В Европу их послали поселенцы, и в операциях по спасению евреев они заинтересованы не были: «Это была не их работа». Их работой было отобрать «подходящий материал», а главным врагом — правда, это было еще до программы уничтожения — не те, кто сделал пребывание евреев на их старой родине, в Германии и Австрии, невыносимым, а те, кто ставил барьеры на пути к родине новой, то есть не Германия, а Британия.
Они на самом деле могли разговаривать с нацистскими властями почти на равных, что было невозможно для местных евреев, поскольку находились под покровительством государства-мандатория; возможно, они были первыми евреями, открыто заявившими о взаимных интересах, и уж точно были первыми евреями, получившими право «отбирать молодых еврейских пионеров» среди заключенных концлагерей. Естественно, они не понимали всей чудовищности этого соглашения — это понимание пришло позже, но они тоже считали, что сами евреи должны проводить селекцию, решать, каких именно евреев следует выбирать для дальнейшего выживания. В этом и заключалась основная ошибка, которая привела к тому, что в результате у большинства евреев — тех, кого не выбрали, — появились два врага: нацистские власти и еврейские власти.


О поддержке нелегальной иммиграции Эйхманом здесь не пишут. Но была обширная сеть поддержки евреями евреев по всему миру, ведь евреи занимают и политические места в разных странах. Наверняка в СС на заре кто-то был.
Упорно говорилось об арабах, которые ходили к нацистам как гости дорогие, дружили и поддерживали друг друга в "еврейском вопросе". А Англия в самый горячий год для евреев в преддверии Катастрофы ужесточила миграцию и перекрыла пути. Причем по просьбе арабов. Вообще после всего что здесь написано осталось впечатление, что во мне разожгли ненависть к арабам)) и к англичанам) Правда речь идет о горстке шейхов и религиозных фанатиков. Все остальное население было неграмотным и неспособным здраво мыслить.
А есть что-то от лица арабов, что можешь посоветовать?


Нет, от лица арабов я не читала ничего, но хотелось бы) Я вообще на тему арабско-израильского конфликта читала только Амос Оз - Иуда

Думаю, многие англичане были против такой миграции, как те же россияне против засилия мигрантов, да в целом любая нация отрицательно относится к тому, что рабочие места будут заняты приезжими, я такое мнение читала. Вообще ведь антисемитизм был развит в Европе, в США и даже на Кубе, не только в англичанах дело, просто видимо автор целит в них, раз смог ненависть возбудить


Амос Оз... до сих пор с ним не знакома)
Вот я и говорю "монополия на страдание" Даже самые дикие племена притесняли евреев. Англичане подписали декларацию в 1917 году и обещали евреям отдать палестину. Вот это обещание и не давало покоя всем - англичане потом хотели уклониться от обещания, а евреи нет) В общем да, автор целит в англичан, но не голословно.


У леона юриса есть роман "Хаджи", написанный от лица арабского юноши. Хаджи как-то затерялся в слиянии Исхода, его нет в печатном виде, только в электронных библиотеках. Но роман шикарен. Раскрывается быт, нравы арабов изнутри, манипуляция паллестинскими арабами со стороны их "братьев" из соседних стран. Становится ясно, как в этих людях, согнанных со своих земель во время войны, не нашедших нигде поддержки и крова, умело взращивается ненависть к евреям.


Спасибо, надо будет почитать