Больше рецензий

Melenka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2014 г. 02:27

435

5

Очень интересная экскурсия по творческой мастерской художника-иллюстратора. И знакомство с талантливым человеком.

Евгений Кибрик создал иллюстрации ко многим классическим произведениям, и русским, и зарубежным. Работал в реалистической манере, тщательно трудился над портретами персонажей, стараясь как можно лучше передать их характер и состояние.
Я бы не назвала эту книгу автобиографией. О своей жизни он рассказывает столько, сколько нужно, чтобы описать творческие поиски, трудности и победы. О себе лично говорит не так уж много, зато очень много - о друзьях и о людях, которые чем-то впечатлили его, чему-то научили, о тех, кому он благодарен.
При чтении - чувство спокойной, доверительной беседы. И еще - душевный подъем, какой бывает после общения с хорошим человеком.

Кибрик очень интересно рассказывает, как искал образы героев, как выстраивал композицию рисунков, чтобы полнее эти образы передать.
Меня поразило, что одну книгу он мог иллюстрировать несколько лет, и за это время делал немыслимое количество эскизов, набросков, искал подходящие модели, ездил в места, описанные в книге, чтобы сделать зарисовки с натуры, читал массу материалов.
Колоссальный труд, потрясающая добросовестность и увлеченность своим делом! В современных условиях коммерциализации, когда требуется выполнять работу в сжатые сроки, такую свободу очень сложно себе представить. А ведь именно она и нужна при сотворении чего-то нового. Художник не знает, когда ему встретится подходящая модель: он должен искать ее и сравнивать то, что находит, со своим эталоном мысленным образом. Но когда, в какой момент он почувствует "да! вот оно!"? Предсказать невозможно.

Вот например:
Когда Кибрик рисовал портрет Юродивого для пушкинского "Бориса Годунова", то представлял его себе как "обыкновенного русского мужичонку", но "со взглядом необыкновенным, в котором светится нечто непоколебимое; он - олицетворение народной правды, духа несгибаемого, духа, торжествующего над его жалкой внешностью". И как неутомимо искал в жизни этот образ! Ездил и в Троице-Сергиеву, и в Киево-Печерскую Лавру в поисках нищих. Потом пришел к мысли, что модель нужно искать среди душевнобольных людей, делал зарисовки пациентов психиатрической лечебницы. Но так и не мог найти того, что искал. И вдруг - нашел, моделью неожиданно послужил ему знакомый, молодой ученый, филолог: "хотя глаза у моего собеседника темные, а не голубые, которые я ищу, умные, интеллигентные глаза, а вот что-то неуловимое в них есть, и именно такое чего мне не хватает для образа юродивого, хотя и черты лица у него крупные, даже мужественные. Вроде совсем другой человек, чем мой герой."

И сколько такого было - не счесть!
Пишет Кибрик очень "выпукло", емко и зримо, читать его легко и увлекательно. Помимо рассказов о своей работе он размышляет о роли художника-иллюстратора в том, как воспримет читатель книгу, и о специфике этой профессии, причем пишет так, что почитать интересно даже человеку далекому от нее.

Тиль Уленшпигель, Неле и Ламме Тарас Бульба Художник Чартков (Портрет) Ласочка (Кола Брюньон) Павка Корчагин Борис Годунов Марина Мнишек (Борис Годунов) Кола Брюньон Тиль Уленшпигель