Больше рецензий

29 сентября 2023 г. 11:15

115

4.5 Спойлер Цифровая физика

Забавно, что, хоть книга и называется "Отчаяние", про него, про это загадочное заболевание, которое не имеет возбудителя, а только симптомы из неконтролируемых приступов боли и паники, тут очень мало. Оно появляется в начале, а затем, немного помелькав, исчезает до самых последних страниц.
Да до него и, вполне как будто обоснованно, дела никому большую часть времени нет.

У Игана, сколько я читала его произведений, всегда обсуждение идей превалирует над сюжетом и тем более - действующими лицами, "Отчаяние" из той же серии. Я такое люблю, мне нравится наблюдать за философским полётом авторской мысли, тем более, что Игану есть, о чём сказать и над чем поразмышлять, и он этому отдаётся с воодушевлением.
Персонажи - только функции, их дело - двигать события, и получается у них хорошо. Повествование от первого лица, но здесь это практически не имеет никакого значения, потому что Эндрю очень сдержано излагает происходящее, концентрируясь почти исключительно на событиях, а не на своих душевных терзаниях. Полторы сцены с его рефлексией о том, что есть любовь, занимают мало места и, кстати, тоже задают глубоко социальные вопросы.

Основное действие опять начинается просто: есть этот самый Эндрю, журналист, который занимается съёмкой документальных фильмов на животрепещущие темы по заказам корпораций, и вот он снимает, монтирует, пускает в эфир, и всё у него хорошо. Он особо ни во что не верит, кроме денег, не склонен к метафизическому взгляду на реальность, не ищет откровений, а ещё у него отчаянно не ладится личная жизнь - ни одни отношения не продлились дольше полутора лет. Очередные - закончились только что.
И вот Эндрю, пытаясь как-то выбраться из болота своей тоски, выторговывает у редакции очередной сюжет, подвинув свою менее опытную коллегу, и едет снимать фильм про учёную-физика, автора гипотетически состоятельной теории всего. На самом деле, ему глубоко плевать и на физику, и на учёную, и на теорию, и на конференцию, но это практически отпуск в тропиках, так что Эндрю кое-как впихивает в себя основы физики, необходимые для обозревания чужих докладов, и изображает заинтересованность.
Но довольно быстро появляются проблемы. Можно даже сказать, что тут есть некоторая детективная линия: Эндрю надо хоть как-то понять, кто такие антропокосмологи, почему они хотят устранить каких-то физиков и что за чушь они вообще вещают про ключевые фигуры и разворачивание вселенной от осознания её устройства одним человеком. Ему приходится по крупицам собирать сведения со всех сторон и постепенно приходить к осознанию, что в этом Негосударстве вообще-то зреют глобальные перемены, которые затронут всё. Совсем всё - прямо как теория.
Причём теория всего, вокруг которой все так рьяно водят хороводы научных и не очень споров, включая антропокосмологов, астрофизиков, математиков, сектантов и даже пробегавших мимо журналистов, по сути, сама по себе даже не так важна, как факт её существования, служащий катализатором для того, чтобы всё пошло к чёрту.
А Эндрю оказывается в самом центре, хотя хотел совершенно иного.
Но зато до сути "отчаяния" он, кстати, докопается, хотя изначально совсем не хотел - и разгадка заболевания, которое действительно симптом, только информационного смешения, была прямо по-настоящему внезапной.
Разве что финал показался мне немного странным: он, безусловно, вполне логичен в рамках рассказанного, просто как-то слишком всё хорошо. Но, может, это я просто Уоттса перечитала и скептично смотрю на идею счастливого всеобщего будущего.
А на самом деле не так уж мы и безнадёжны.

Но всё это, по сути, ширма. Настоящие бездны содержатся не в сюжете, а в описании мира и нанизанных на эти описания рассуждениях. Это роман с довольно обширным - и качественным - социальным комментарием, до него таким количеством размышлений о футуристическом обществе под одной обложкой меня только "Аччелерандо" впечатлил.
Повествование страшно концентрированное - опять, количество актуальных вопросов и тем, которые плотненько набиты в эти пятьсот страниц, поражает воображение, во время чтения мне периодически приходилось прерываться и просто задуматься над нарисованной картиной.

Перед читателем разворачивается прекрасное недалёкое будущее, где человечество изобрело искусственного фармацевта в каждый дом, научилось выращивать сколько угодно еды, побороло проблемы с энергетикой и сделало ещё много хорошего, но сохранило корпорации. Так что прогресс, конечно, есть, но довольно условный, потому что три четверти мира всё равно не могут позволить себе всех благ, и так это всё и существует, очень смахивая на настоящее.
Вдобавок агрессивные группки сектантов от эзотерики и веры в природу яростно выступают против науки, потому что потому, для чего тоже бегают по конференциям и протестуют. Помню, у Цысиня было что-то похожее, там тоже была террористическая группировка, которая решила, что наука погубит мир, а значит надо ввергнуть цивилизацию в прекрасную, девственную чистоту (каменного века, вероятно).
У Игана культисты только на первый взгляд кажутся более бесполезными: они фанатичны в вере в свою собственную истину и трактовки мира, а фанатизм никогда не приводит ни к чему хорошему.

Из особенно заинтересовавших меня вопросов - несколько утопичное государство-остров, которое называет себя Негосударство, потому что отрицает всякий политический строй, а живёт за счёт пиратский копий всяческого биохимического софта, чем необыкновенно злит корпорации, владеющие патентами. Шутка ли, целый остров, который не платит никаких денег, никому ничего не должен, ни от кого ничего не берёт и вообще плевать хотел на эту разрекламированную мировую экономику. В отличие от многих других прочитанных мной утопичных обществ, которые периодически встречаются в фантастике, Иган явно тщательно продумал механику и балансировку Негосударства, и люди там живут не на голом оптимизме и не на идеалистичной вере, а на вполне прагматичном фундаменте здравых социальных рассуждений. Общество балансирует само себя просто потому, что иначе в нём не выжить, и все работают и сосуществуют в гармонии, потому что от этого выигрывает каждый. Попытки обмануть систему ухудшают не её состояние, а положение обманщика.

Много времени уделено биотехнологиям и тому, как они меняют общество, причём не всегда в лучшую сторону.
Игра с гендерами и самоидентификацией в "Отчаянии" покруче классического киберпанка, где всегда можно было себе что-нибудь пришить, отрезать или интегрировать что-нибудь дополнительное. В этом варианте будущего всё пошло намного дальше, и человек легко может биологически перестроить себя, хоть с нуля пересобрав, заменив все аминокислоты ДНК на совершенно новые, неестественного происхождения, чтобы приобрести абсолютную инертность к любым патогенным возбудителям.
Казалось бы, чистый рай, будь кем тебе нужно, живи счастливо, но нет, нет, люди всё равно выстроили вокруг этого какую-то сложную систему полов, состояний, предпочтений и символов, чтобы за неё цепляться и ненавидеть всех, кто не разделяет их глубокомысленные идеи. Я почти уверена, что именно такой вариант - самый правдоподобный: людям не всегда нужны решения для проблем, нередко им, напротив, нужна причина чувствовать, что мир недостаточно хорош.

Мимоходом затрагивается вопрос искусственного сознания: а оно способно к участию в антропоцентричной вселенной? Может ли оно породить своим пониманием реальность, познавая её и тем всё больше усложняя? Вообще Эндрю считает, что как будто бы нет, но, на самом деле, до конца так и непонятно. Если человечество не должно было порождать самое себя одной ключевой фигурой, может быть, и для ИИ просто нужно коллективное осмысление.

Из всей "Субъективной космологии" лично мне больше всего понравился второй роман, потому что конечные автоматы и детерминированность вселенной - тема для меня более интересная, чем антропный принцип, поэтому ключевая идея о разворачивании физической реальности вокруг её сознания меня не так, чтобы поразила в самое сердце.
Меня вообще слегка разочаровал плавный съезд в сторону метафизики, обязательности наблюдателя, ключевой роли сознания, понимания как акта творения и прочих непроверяемых вещей. Хотя взгляд Игана теорию всего, безусловно, интересный и даже аргументированный, мне не хватило чего-то более осязаемого, потому что все эти уклончивые рассуждения о том, на какие формулы они там смотрели и в каких вычислениях ошибка - ну не знаю. Надо было уравнения тогда читателю дать, чтобы наглядно. Но это нередкая проблема, помнится, примерно от этого же я сильно горела в цикле "Механизмов Империи", где главная героиня что-то всё время считала, а в элегантную простоту её выводов предлагалось просто верить.
Но всё остальное - понравилось очень. У Игана довольно своеобразное представление о прекрасном будущем и человеческой природе, которая к этому будущему приспосабливается.

Книга однозначно достойна внимания, это хорошая, твёрдая фантастика, возможно, даже очень твёрдая, и потому - на любителя. Это роман не про журналистское расследование, а про вариативное грядущее, в котором это расследование могло бы потребоваться, и главное здесь - человечество со своим путём развития, а не отдельные его представители. Я осталась под глубоким впечатлением, однозначно буду продолжать знакомство с творчеством Игана дальше.